КУАЙН

КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (25 июня 1908, Экрон, шт. Огайо) – американский философ и логик. Профессор Гарвардского университета (с 1948), где в 1931 он закончил докторантуру под руководством А.Н.Уайтхеда. На формирование концепции Куайна большое влияние оказали M.Шлик, Р.Карнап и в целом идеи логического позитивизма [ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ],с которыми он познакомился во время поездки по Европе (1933) и, в частности, при встречах с членами Венского кружка. С 1934 Куайн в течение многих лет работал над одной из центральных проблем Венского кружка – вопросом о роли логики в обосновании математики. Куайн приложил немало усилий для того, чтобы помочь обосноваться в США многим членам Венского кружка и другим выдающимся европейским философам, которые вынуждены были покинуть континент незадолго до начала 2-й мировой войны. Куайн участвовал в войне в качестве добровольца, служил в морской пехоте. Основные работы Куайна в области логики посвящены построению аксиоматической системы, которая включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Куайну также принадлежит оригинальная формулировка натурального исчисления. В своих работах по формальной логике Куайн подчеркивал преимущества экстенсионального подхода перед интенсиональным (включая модальную логику), в философии языка критиковал лингвистический нативизм Хомского, которому противопоставляет учение о языке как комплексе приобретенных диспозиций к вербальному поведению. В философии математики Куайн придерживался позиций крайнего номинализма [НОМИНАЛИЗМ]. Он ставил вопрос о возможности выразить все естественные науки на языке, в котором идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях и т.п. Куайн допускал возможность использования абстрактных понятий лишь в тех случаях, когда они служат вспомогательным средством, т.е. когда окончательный результат не содержит сами эти абстракции.

При разработке своего философского учения Куайн испытал влияние логического позитивизма [ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ], прагматизма и бихевиоризма [БИХЕВИОРИЗМ]. Появление в 1951 его статьи «Две догмы эмпиризма» (Two Dogmas of Empiricism, 1951), содержавшей критику ряда основополагающих неопозивистских идей, усилило в США интерес к новым тенденциям в аналитической философии, привнесло в нее элементы прагматизма. Куайн выступил, во-первых, против разграничения т.н. аналитических предложений, т.е. предложений логики и математики, зависящих только от значения составляющих их терминов, и синтетических (эмпирических) предложений, основывающихся на фактах. Во-вторых, против редукционистского тезиса о том, что каждое осмысленное предложение эквивалентно некоторой конструкции из терминов, указывающих на непосредственный чувственный опыт субъекта. Источник этих «догм» Куайн видел в ошибочной установке рассматривать изолированные предложения, отвлекаясь от их роли в контексте языковой системы или теории. Данной установке он противопоставил холистскую установку прагматизма. По Куайну, проверке в науке подлежит система взаимосвязанных предложений теории, а не отдельные предложения, гипотезы. Этим объясняется устойчивость теории как таковой при столкновении с опытом и ее способность к самокоррекции на основе соглашений ученых (конвенционализм [КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ]). Философия, согласно Куайну, принципиально не отличается от естественных наук, выделяясь лишь несколько большей степенью общности своих положений и принципов. Собственную позицию Куайн квалифицирует как натурализм, или «научный реализм» ["НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ"]. Он доказывает, что «концептуальная схема» языка определяет структуру онтологии. При экспликации онтологической проблематики на языке экстенсиональной логики он формулирует свой знаменитый тезис: «Быть – значит быть значением связанной переменной». Предпочтение одних онтологических картин другим объясняется сугубо прагматическими мотивами. С этим связан и тезис «онтологической относительности», в соответствии с которым наше знание об объектах, описываемых на языке одной теории, можно рассматривать лишь на языке др. теории, который, в свою очередь, должен рассматриваться в отношении к языку следующей теории, и так далее до бесконечности. Т.о., онтологическая проблематика связывается с вопросом о переводимости языков (естественных или искусственных). Но «радикальный перевод», по Куайну, является принципиально неопределенным, ибо предложения любого языка способны обозначать самые разные объекты и способ их референции (указания на объекты) остается «непрозрачным» (неясным). В своей философии Куайн широко использует данные лингвистики, антропологии, бихевиористской психологии (критикуя при этом психологический ментализм). Язык рассматривается им как важнейшая форма человеческого поведения, а наука – как один из путей приспособления организма к окружающей среде. Куайн вводит понятие «стимульного значения» – совокупности внешних стимулов, которые вызывают согласие или несогласие с произносимой фразой, и в этой связи исследует проблему синонимии как тождества таких значений для говорящих на одном языке.

Сочинения:

1. A System of Logistic. Cambr. (Mass.), 1934;

2. Mathematical Logic. N.Y., 1940;

3. Elementary Logic. Boston, 1941;

4. From a Logical Point of View. A logico-philosophical Essays. Cambr. (Mass.), 1953;

5. Method of Logic. N.Y., 1955;

6. Word and Object. Cambr. (Mass.) – N.Y.–L., 1960: Ontological Relativity and Other Essays. N.Y.–L., 1969;

7. The Roots of References. La Salle, 1973; The Ways of Paradox and Other Essays. N.Y., 1966;

8. Theories and Things. Cambr. (Mass.), 1981;

9. The Time of My Life. Cambr. (Mass.), 1985;

10. Pursuit of Truth. Cambr. (Mass.), 1990;

11. From Stimulus to Science. Cambr. (Mass.)– L., 1995,

12. в рус. пер.: Слово и объект. СПб., 2000.

Литература:

1. Хим Т.И. Современные теории познания? М., 1965;

2. Вещи и их место в теориях. – В кн.: Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998;

3. Küng G. Ontologie und logistische Analyse der Sprache. Wien, 1963;

4. Words and Objections: Essays on the Work of W.V.Quine. Dordrecht – Boston, 1975;

5. Can Theories Be Refuted? Dordrecht – Boston, 1976;

6. Orestein A. Willard van Orman Quine. Boston, 1977;

7. Essays on the Philosophy of W. v. О.Quine. Hassocks (Sussex), 1979;

8. The Philosophy of W.v.O. Quine, ed. by L.E.Hahn, P.A.Schillp. La Salle, 1986.

О.А.Назарова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КУАЙН — КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (р. 1908) — американский логик, математик и философ, представитель т. н. неопрагматизма, или логического прагматизма. Труды по построению аксиоматической системы, включающей логику классов, логической семантике и модальной логике, философии математики. Большой энциклопедический словарь
  2. КУАЙН — КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (р. 1908) — американский философ. Один из участников Венского кружка (1932). Преподавал в Гарвардском университете (с 1938). Новейший философский словарь