КРОНЕР

KPOHEP (Kroner) Рихард (8 марта 1884, Бреславль – 2 ноября 1974, Маммерн, Швейцария) – немецкий философ. Сначала ассистент, затем доцент и профессор университетов Фрейбурга (1919–24), Дрездена (1924–29), Киля (1929–34), Франкфурта-на-Майне (1934–35). В 1910 вместе с Г.Мелисом и русскими философами Ф.Степуном и С.Гессеном основал международный журнал «Логос» и до 1933 был редактором его немецкого издания. Лишенный нацистами права преподавания (1935), выехал в Англию, где работал в Оксфордском университете, в 1940 перебрался в Канаду, а оттуда в США. В 1949–52 – профессор философии религии в Объединенной теологической семинарии (Нью-Йорк), с 1953 в Темпльском университете (Филадельфия). Взгляды Кронера на протяжении жизни претерпели существенные изменения. Начав как ученик Риккерта, он унаследовал от неокантианства интерес к проблеме ценности. На страницах «Логоса» он с дуалистических позиций выступает против философского монизма. Под впечатлением от катастрофы мировой войны обращается к философии Гегеля. В этот – неогегельянский – период своего творчества, отразившийся в кн. «От Канта до Гегеля» (Von Kant bis Hegel, 2 Bde, 1921–24), пытается реконструировать целостный ход развития немецкого идеализма. Здесь впервые в историко-философской литературе раскрыто значение идей Ф.Шиллера для истории немецкой классической философии. По Кронеру, интерпретируя интеллектуальную интуицию как эстетическую, Шиллер способствовал переходу от этического идеализма Канта и Фихте к эстетическому идеализму Шеллинга. В кн. «Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры» (Die Selbstverwirklichung des Geistes, 1928) выдвигает положение, согласно которому сущность и смысл культуры коренятся в потребностях человеческого духа, во внутренне присущих последнему противоречиях (природное и божественное, чувственное и разумное, единство и множественность). На этом систематическом основании он строит работу «Культурфилософский базис политики» (Kulturphilosophische Grundlegung der Politik, 1931), объясняя противоположность внешней и внутренней политики, демократии и монархии, сословного и классового государства. В годы эмиграции начинается третий этап его философской эволюции, связанный с религиозными исканиями. Кронер обращается к С.Кьеркегору и к идеям диалектической теологии. В кн. «Спекуляция и откровение в истории философии» (Speculation and revelation in the history of philosophy, v. 1–3. Phil., 1956–64) утверждает, что отношение между спекуляцией и откровением было «нервным центром» истории философии от ее начала до системы Гегеля. Спекуляция, по Кронеру, есть предельная проблема философии. Но спекуляция знает только научную истину, т.е. истину «теоретическую», безличную, отделенную от мыслящего субъекта. В отличие от спекуляции, откровение не зависит от человека, оно – всецело дело Бога. Истина, передаваемая откровением, – истина «практическая», недоказуемая, личностная, она адресована конкретному человеку. Поэтому между сферами откровения и спекуляции существует пропасть, ибо истина обеих требует «предельности». Теоретическое знание с необходимостью ограничено конечными вещами, что только и делает возможным объективное, безличное познание. Бог же недоступен объективному познанию, ибо является субъектом, имеет личностный характер и бесконечную природу. Поэтому Бог являет себя, т.е. открывает человеку свои действия и цели не в теологической системе, а в эпическом повествовании или драматическом диалоге. Различия откровения и спекуляции не исключают, однако, их единства, т.к. религия и спекуляция в конечном счете выражают один и тот же Абсолют.

Сочинения:

1. Between Faith and Thought. N.Y., 1966;

2. Философия творческой эволюции (А.Бергсона). – В кн.: Логос: международный журнал по философии культуры, кн. 1. М., 1910;

3. К критике философского монизма. – Там же, кн. 3–4. М., 1913;

4. Самоосуществление духа. Пролегомены к философии культуры. – В кн.: Культурология. XX век. М., 1995.

Литература:

1. Skinner J.Ε. Seif and world. The religious philosophy of R.Kroner. Phil., 1962.

А.Г.Вашестов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Кронер — (Kroner) Рихард (р. 8.3.1884, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша), немецкий философ-идеалист, один из крупных представителей неогегельянства (См. Неогегельянство). Профессор во Фрейбурге (1919—24), в Дрездене (с 1924), Киле (1929—35). Большая советская энциклопедия
  2. КРОНЕР — КРОНЕР (Kroner) Рихард (1884-1974) — немецкий философ. С 1938 в эмиграции в Великобритании и США. От баденской школы неокантианства перешел к философии жизни и неогегельянству, с 1940-х гг. — к религиозной философии. Большой энциклопедический словарь
  3. Кронер — Рихард Крóнер (Kroner) (1884-1974) нем. философ, представитель неогегельянства (см. Неогегельянство), проф. (Фрейбург, 1919; Дрезден, 1924; Киль, 1929; Франкфурт-на-Майне, 1934). В 1935 лишен нацистами права преподавания; эмигрировав из Германии... Словарь по культурологии
  4. КРОНЕР — КРОНЕР (Kroner) Рихард (1884-1974) — немецкий философ. Преподавал в различных университетах Германии: с 1919 — во Фрейбурге, с 1924 — в Дрездене, с 1929 — в Киле, с 1934 — во Франкфурте-на-Майне. В 1935 лишен права преподавания. Новейший философский словарь