КРИСТЕВА

КРИСТЕВА (Kristeva) Юлия (род. 1941) – философ и писатель, профессор лингвистики и семиологии Университета Париж-VII. Выдвинула ключевую для постмодернизма концепцию интертекстуальности (статья «Бахтин, слово, диалог и роман», 1967, рус. пер. в журн. «Диалог. Карнавал. Хронотоп». Витебск, 1983, № 4), означающей особые диалогические отношения текстов, которые строятся как мозаика цитаций – результат впитывания и видоизменения других текстов в их ориентации на контекст. Специфика подхода, предложенного Кристевой, состоит в сочетании структуралистской «игры со знаками» и психоаналитической «игры против знаков». Оптимальным вариантом такого сочетания ей представляется художественная литература, которой она придает статус своего рода глобальной теории познания, исследующей язык, бессознательное, религию, общество (литературе при этом отдается приоритет перед письмом как чересчур нейтральным). Предлагая постмодернистскую трактовку катарсиса [КАТАРСИС](физиологическое истолкование очищения при помощи сострадания и страха), Кристева видит задачу литературы в освобождении от ужасного. Как в своих философско-эстетических эссе, так и в романах она исходит из того, что художественная сублимация противостоит смерти. И в этом плане метафизический опыт абсурда, пограничные ситуации депрессии и меланхолии как оплота ничто внутри бытия оказываются в конечном счете источником прекрасного, возвышенного, эстетического идеала. Художественный опыт лежит в основе религиозности, пережившей крушение исторических форм религии. Для работ Кристевой характерно сближение постфрейдистского и неотомистского видения культуры: так, она пишет о сходстве психоаналитического сеанса с религиозной исповедью, основанной на словесной интерпретации фантазмов, доверии и любви к исповеднику-врачевателю.

Сочинения:

1. Polylogue. P., 1977;

2. Recherches pour une sémanalyse. P., 1978;

3. Pouvoirs de l’horreur. Essai sur l’abjection. P., 1980;

4. La langue, cet inconnu. Une introduction à la linguistique. P., 1981;

5. Au commencement était l’amour. Psychanalyse et foi. P., 1985;

6. Soleil noir. Dépression et mélancholie. P., 1987;

7. Etrangers à nous-mêmes. P., 1988;

8. Les Samouraïs. P., 1990;

9. Possessions. P., 1996;

10. в рус. пер.: Танатография Эроса. Ж.Батай и французская мысль середины 20 в. СПб., 1994;

11. Душа и образ (и др. статьи). – В кн.: Интенциональность и текстуальность. Томск, 1998, с. 253–306;

12. Фраза Пруста. – «Логос». М., 1999, № 2, с. 145–185.

Литература:

1.  Ржевская Η.Φ. Литературоведение и критика современной Франции. М., 1985, гл. 5.

Н.Б.Маньковская

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КРИСТЕВА — КРИСТЕВА (Kristeva) Юлия (р. 1935) — французская исследовательница литературы и языка. Родилась в Болгарии, с 1960-х гг. живет во Франции. Представительница структурализма. Ученица Р. Барта, пропагандист и истолкователь идей М. М. Бахтина. Большой энциклопедический словарь
  2. Кристева — Юлия Кристева (Kristeva) (р. 1941) исследователь в обл. лингвистики и семиологии, проф. ун-та Париж-VII. Выдвинула идею множественности языков, полилога, новой полирациональности. Задачей культуры и эстетики... Словарь по культурологии
  3. КРИСТЕВА — КРИСТЕВА (Kristeva) Юлия (р. 1941) — французский философ, лингвист, литературный критик. Автор концепции се-манализа — интердисциплинарного подхода, синтезировавшего философию, психоанализ, лингвистику, структурализм и семиотику. Новейший философский словарь