КОТАРБИНЬСКИЙ

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbiński) Тадеуш (3 марта 1886, Варшава – 3 октября 1981, Варшава) – польский логик и философ, один из главных представителей Львовско-Варшавской школы». Закончил Львовский университет, где учился у К.Твардовского. Профессор Варшавского университета (1919–60), ректор Лодзинского университета (1945–49), президент Международного Института философии (1960–63), президент Польской АН (1957–63). Котарбиньский был близок номиналистическому материализму, сочетавшемуся с рационалистической теорией познания и аналитическим стилем, акцентирующим логическую реконструкцию языка философии и науки как условие освобождения от смутных и неоднозначных понятий. В 20-х гг. он сформулировал программу «реизма» или «конкретизма» (от лат. res – вещь, concreto – материя, вещество). Эта программа постулировала реальность существования только телесных объектов (вещей) и отвергала реальность существования свойств и отношений помимо вещей; значением имени является вещь, а общие имена, названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, в принципе элиминируемые из языка науки. Вещь – любой предмет с пространственно-временными характеристиками. «Реизм» отвергает психофизический параллелизм и трактует психические процессы как деятельность организмов и состояния нервной системы. Номиналистическая программа «реизма» встретилась с принципиальными затруднениями: невозможностью «реистического» обоснования объективности познания, адекватности субъективных состояний познаваемым предметам; метафизическим разрывом между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями – с другой. В методологическом плане трудность состояла в интерпретации теоретических («ненаблюдаемых») терминов: «реизм» должен был видеть в этих терминах «псевдоимена», но в то же время теоретические термины неустранимо существенны для развития научного познания. Номиналистическая трактовка логики и математики сталкивается с непреодолимыми препятствиями при «переводе» классических понятий (классы классов, кардинальные числа и пр.) в язык первопорядкового исчисления предикатов. В более поздних работах он признал объективность свойств и отношений, настаивая, однако, на вторичном, производном характере их существования.

Аналитический стиль мышления был перенесен Котарбиньским в сферу теоретической этики и понимания практической деятельности. Он сформулировал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности, привлекшую внимание логиков, экономистов, психологов, кибернетиков. Развитие этой программы должно было привести к общим решениям проблем организации и управления, которые можно было бы применить в различных конкретных сферах человеческой деятельности: в экономике, политике, производстве и др. Методологию науки он рассматривал как раздел праксеологии: общая методология рассматривает способы и методы успешной научной деятельности как таковой, конкретные методологии относятся к специальным научным областям: физике, математике, истории и т.п. Котарбиньский развивал концепцию «независимой этики», для обоснования положений которой нет необходимости обращаться к каким-либо источникам помимо оценок, вырабатываемых в межчеловеческих отношениях. Этические нормы не зависят от учений о бессмертии души или о взаимоотношениях духа и материи. Основным принципом «независимой этики» является «практический реализм»: человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ, на судьбы которых он может оказать влияние. Совесть человека в первую очередь зовет его к действию, направленному не на увеличение практической пользы, а на устранение несчастий. Высшие нравственные качества человека: отвага, добросердечие, стойкость в труде и борьбе, внутренняя дисциплина, справедливость. Принцип «минимизации зла» допускал различные прочтения: индивидуалистическое самоусовершенствование, непротивление злу насилием, активное сопротивление злу, включая борьбу за социальное равенство и справедливость. Поэтому его применение в жизни всегда должно быть конкретно ориентировано общей гуманистической установкой.

Сочинения:

1. Utylitarysm w etyce Milla i Spensera. Kraków, 1915;

2. Wybór pism, т. 1–2. Warsz., 1957–58;

3. Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologii nauk 2. Wroclaw, 1961;

4. Leçons sur l’histoire de la logique. P., 1964, в рус. пер.: Развитие праксеологии. – «Польское обозрение», 1962, № 12–13;

5. Избр. произведения. М., 1963; Трактат о хорошей работе. М., 1975.

Литература:

1. Нарский И.С., Берников М.И. Номиналистический материализм Т.Котарбиньского и С.Лесневского. – «Философские науки», 1972, № 4;

2. Берников M.H. Методологический анализ кризиса философского идеализма. На материалах польской философии конца 19 – 1-й трети 20 в. К., 1978.

В.Н.Порус

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Котарбиньский — (Kotarbiński) Тадеуш (р. 31.3.1886, Варшава), польский философ и логик. Президент (1957—62) Польской АН. Окончил Львовский университет (1912). Большая советская энциклопедия
  2. КОТАРБИНЬСКИЙ — КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (1886-1981) — польский философ и логик, президент Польской АН (1957-62) — иностранный член АН СССР (1958). Принадлежал к львовско-варшавской школе. Создатель праксеологии (логической теории действия). Труды по теории познания, методологии науки, этике. Большой энциклопедический словарь
  3. КОТАРБИНЬСКИЙ — КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (1886-1981) — польский философ и логик, создатель праксеологии. Учился в Краковском университете, Высшем политичесом училище Дармштадта, с 1907 по 1912 — во Львовском университете у К. Твардовского. Новейший философский словарь