КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА – понятие, используемое в социальной философии, культурологии и социологии культуры, (а) для обозначения идеологических и мировоззренческих установок, радикально противостоящих принципам и основоположениям, господствовавшим в западной культуре вплоть до последней трети 20 в. (т.е. до появления перманентной «культурной революции» леворадикальной интеллигенции); (б) в качестве характеристики одной из тенденций молодежной субкультуры 1960–70-х гг., отмеченной резким неприятием молодым поколением современной ему «культуры отцов», освящаемого ею образа жизни и формируемого ею («тотально конформистского») типа личности. Термин «контркультура» принадлежит Т.Роззаку, который вынес его в заголовок своей философско-публицистической книжки «Создание контркультуры: размышление о технократическом обществе и его молодежной оппозиции» (1969), ставшей вместе с книгой Ч.Рейча «Зеленеющая Америка» (1970) манифестом леворадикальной молодежи Запада. Роззак попытался представить в виде некоторого мировоззренческого целого разнообразные, подчас достаточно далекие друг от друга идейно-политические тенденции, объединенные решительным неприятием западного общества и его традиционной культуры: «новую левую» социологию Ч.Р.Миллса и фрейдо-марксизм Г.Маркузе, «гештальт-терапевтический анархизм» П.Гудмена и «апокалиптический мистицизм» Н.Брауна, «дзен-буддистскую психотерапию» А.Уотса и «оккультный нарциссизм» Т.Лири. Истоки контркультуры ее идеологи усматривали в мистических религиозно-философских тенденциях Востока и Запада, оккультизме и романтическом искусстве, в авангардизме 1920-х гг. и психоанализе З.Фрейда, в творчестве Г.Гессе, Ф.Кафки и С.Беккета, вдохновлявшихся идеей «тотального разрушения» западной рациональности. В социально-философском аспекте для приверженцев идеи контркультуры было характерно безоговорочное отрицание индивидуально-личностного принципа западной культуры, логическим следствием чего могло бы оказаться то же самое обезличение человека, против какового они протестовали, когда речь заходила о тоталитаризме или «техно-бюрократии» современного им общества. Либерально ориентированные критики идеологии контркультуры резонно отмечали, что к столь же прискорбному результату привела бы на практике и контркультурная идея отказа от принципа самотождественности «я», которое третировалось ее сторонниками как «чисто буржуазное» образование, обреченное «на слом» все равно каким способом – путем его наркотического «суспендирования» или аннигиляции в «сексуально-революционном акте» коллективного совокупления. Для идеологии контркультуры был характерен не только радикальный отказ от «христианского ригоризма» в области брачно-семейных отношений, но и стремление «взорвать» принцип интимности в эротической сфере, расцениваемый как ханжески-буржуазный «эгоизм вдвоем». Гипертрофированный («экстатический») антииндивидуализм идеологии контркультуры был своего рода компенсацией фактического признания несостоятельности антибуржуазной революции новых левых экстремистов: то, что они не смогли осуществить в политической и социально-экономической областях, они с тем большей безоглядностью совершали в сфере духовной культуры («революция в искусстве»), интимных отношений («сексуальная революция») и того, что можно назвать общественным бессознательным («психоделическая революция»). Это были сферы, в которых далеко идущими уступками современный западный «истеблишмент» готов был откупиться от угрожавшего ему революционного апокалипсиса в период очередной трансформации мировой политико-экономической системы. Констелляция трех названных революций в конце 60-х – 1-й пол. 70-х гг. определила идейное и глубинно-психологическое содержание контркультуры, повлиявшей на последующую эволюцию всей духовной культуры Запада в последней трети 20 в., углубив ее кризисные (деструктивные) тенденции.

В собственно социологическом аспекте контркультура, как правило, идентифицировалась, с одной стороны, в качестве составляющей молодежной субкультуры – средства самоидентификации молодого поколения в противоположность старому поколению; с другой стороны, она рассматривалась как характеристика новейшего типа потребительского сознания. В первом случае социологи видели в контркультуре симптом инфантилизма, возникшего в результате позднего включения молодежи в активную трудовую жизнь, когда биологическое повзросление существенно опережает повзросление социокультурное («сексуальная революция» как составная часть идеологии контркультуры). Тема победоносной сексуальности очертила то идеологическое пространство, в котором проблематика молодежной революции существенно расширилась и углубилась, представ в виде вопроса о современном типе «вожделеющего человека», откристаллизовавшемся именно в итоге эволюции теории и практики контркультуры. В 70-е гг. на смену этой революции пришла «холодная война» за права «сексуальных меньшинств», каждое из которых претендовало на собственную контркультуру. В области социально-философской провозвестником нового этапа в развитии идеологии контркультуры стал М.Фуко.

Литература:

1. Социология контркультуры. Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980.

Ю.Н.Давыдов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. КОНТРКУЛЬТУРА — КОНТРКУЛЬТУРА (от лат. contra — против и cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. counter-culture; нем. Gegenkultur. Социологический словарь
  2. контркультура — орф. контркультура, -ы Орфографический словарь Лопатина
  3. контркультура — КОНТРКУЛЬТУРА ы, ж. contre-culture f. — Лекс. БСЭ-3: контркультура. Словарь галлицизмов русского языка
  4. Контркультура — Обозначение явлений, противостоящих официальным установкам и принципам, господствующим в конкретной культуре. Термин "К." появился в западной литературе в 60-е гг. для определения молодёжной субкультуры, получившей распространение во 2-й половине... Педагогический терминологический словарь
  5. контркультура — КОНТРКУЛЬТУРА -и; ж. Совокупность взглядов, форм поведения и идеалов, свойственных группам молодежи и интеллигенции, отвергающим общепризнанные духовные ценности общества. Толковый словарь Кузнецова
  6. контркультура — контркультура ж. Совокупность воззрений, нравственных установок и стереотипов поведения, противостоящих признанным общественныи нормам или находящихся внутри господствующей культуры; субкультура (обычно характерная для неформальных молодежных объединений). Толковый словарь Ефремовой
  7. КОНТРКУЛЬТУРА — "КОНТРКУЛЬТУРА" — употребляемое в литературе общее обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи ("новые левые", хиппи, битники, йиппи и др.) — противопоставляемых официальным ценностям. Большой энциклопедический словарь
  8. Контркультура — (лат. contra – против) уровень культуры, нормы и ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры; попытка создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального общества. Словарь по культурологии
  9. КОНТРКУЛЬТУРА — КОНТРКУЛЬТУРА — 1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура... Новейший философский словарь