КАРАКИ

КАРАКИ (санскр. kāraka, букв. – действующие) – индийская лингвистическая и лингвофилософская категория. Впервые система караков была разработана индийским грамматистом Панини [ПАНИНИ]в труде «Аштадхьяи». Панини не дает общего определения караков, однако из его описания этой системы можно сделать вывод, что караки – это роли, которые играют отдельные элементы (объекты, живые существа и т.д.) в совершении действия, обозначенного глагольным корнем. Всего в разделе I. IѴ.23–55 «Аштадхьяи» описаны семь «ролей»: ападана, или отправная точка; сампрадана, или реципиент; карана, или инструмент; адхикарана, или локус; карт, или деятель; карма, или объект и хету, или причина. Патанджали рассматривает караки двояко: как свойство объекта, а именно его способность содействовать совершению действия, но также и как объект, обладающий этим свойством. Так, комментируя этот раздел «Аштадхьяи», он утверждает (Махабхашья II.57.9. ad. III. I.67.), что вещи становятся караками тогда, когда они принимают участие в совершении действия. Согласно Бхартрихари (Вакьяпадия III. I.2–3), караки – садхана в его терминологии – есть именно способность объекта содействовать совершению действия. Эта способность является изначально присущей объекту и существует постольку, поскольку существует объект. Она проявляется тогда, когда объект оказывается вовлеченным в совершение действия. С точки зрения высшей реальности эта способность едина, но из-за множества следствий, которые она вызывает, и под влиянием ее выражения в языке она рассматривается как имеющая шесть основных типов – шесть караков Панини за исключением хету. Хету, согласно Бхартрихари, – это объект, который может вызвать следствие, вне зависимости от того, связан он с действием или нет, т.е. это «причина вообще».

Е.В.Слинько

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me