КАНТИАНСТВО

КАНТИАНСТВО – условное и не вполне точное обозначение совокупности философских учений, систем и идей, берущих начало или примыкающих к критической философии Канта. Появление его основных трудов произвело сильнейшее впечатление на современников, на них пишутся многочисленные рецензии, они оживленно обсуждаются на страницах популярных газет и журналов, специализированных периодических изданий, некоторые из которых (в Йене, Галле) становятся рупорами и пропагандистами кантовских идей. Крупнейшие немецкие философы, ученые, публицисты и поэты сравнивают Канта с Моисеем, Сократом или Лютером, а его труды называют «бессмертными», «гордостью и благодатью уходящего столетия» и т.п. Влияние философии Канта просматривается в историко-философских исследованиях (И.Тифтрунк), в теории права (Г.Хуфеланд, А.Фейербах), философии религии (В.Г.Тиннеман, X.Паулюс), в эстетике (Ф.Шиллер, И.В.Гете) и других дисциплинах. Публикуется значительное число специальных работ, посвященных кантовской философии, ее доступному и популярному изложению, в частности «Разъясняющее изложение «Критики чистого разума»» И.Г.Шульца (1784, рус. пер. 1910), «Письма о кантовской философии» К.Л.Рейнгольда [РЕЙНГОЛЬД](1786–87), в 80– 90-х гг. 18 в. выходят многочисленные «извлечения», комментарии, примечания и энциклопедические словари терминов Канта (X.Е.Шмидта, Г.Меллина, Ф.Грилло, С.Мутшелле, А.Месса и др.). Вместе с тем, появление такого рода работ было вызвано не только большим пиететом перед творениями Канта, глубиной и оригинальностью его философии, но крайней сложностью и неясностью ее языка, трудностями восприятия ее текста, на что жаловались даже самые пылкие поклонники и друзья мыслителя и с чем вынужден был согласиться он сам. Именно это обстоятельство побудило его к написанию в 1784 сжатого и более доступного изложения «Критики чистого разума» в «Пролегоменах» (первоначально имевших заголовок «Популярное извлечение»), а затем и к созданию 2-го варианта «Критики...» в 1787, где он помимо внесения ряда содержательных изменений попытался «уменьшить затруднения и неясности» в изложении, улучшить его и сделать более понятным, дабы устранить недоразумения, возникшие даже «со стороны сведущих и беспристрастных судей» и помочь «отважным и светлым умам» овладеть его наукой.

Тем не менее опасениям Канта – оказаться не понятым – суждено было сбыться, подтверждением чему стала уже первая рецензия на «Критику...» Хр.Гарве – И.Федера (1782), где его точка зрения была отождествлена с идеализмом Беркли [БЕРКЛИ]. Но еще более красноречивым свидетельством тому стали многочисленные работы, посвященные кантовской философии, авторы которых считали себя ее последователями, пытаясь «всего лишь» несколько «исправить» ее недостатки, «улучшить» некоторые ее принципы и понятия и т.п. Именно такой пытался представить свою «элементарную философию» К.Л.Рейнгольд, а С.Бек свою работу 1796 даже назвал как «Единственно возможную точку зрения, с которой должна оцениваться критическая философия». В этих работах, как и в трудах Г.Э.Шульце-Энезидема, С.Маймона, раннего Фихте [ФИХТЕ]и других немецких философов конца 18 в., если не единственный, то основной недостаток философии Канта усматривался в «догматическом» понятии вещи в себе [ВЕЩЬ В СЕБЕ], т.е. в признании объекта, существующего независимо от субъекта и оказывающего на него воздействие согласно закону причинности. Обнаружив ряд проблем и противоречий, действительно имеющих место в составе кантовских построений, эти мыслители радикальным образом меняли их сущность, гносеологическое содержание и смысл критицизма, превращая его в разновидность субъективного или объективного идеализма. Все это вызвало резкий отпор со стороны Канта в «Пролегоменах», во 2-м издании «Критики...» (особенно в специально написанном разделе «Опровержение идеализма»), а также в целом ряде писем и других работ, в т.ч. и в публичном «Заявлении по поводу Наукоучения Фихте» 1799, где он решительно выступил против своих мнимых сторонников и друзей, а по существу проложил водораздел между своей философией и ее мнимыми последователями, включая будущих представителей немецкой классической философии, «родоначальником» которой стали считать его впоследствии.

В силу названных и ряда других причин к кантианству в строгом смысле слова можно отнести лишь сравнительно небольшое число комментаторов, составителей примечаний и словарей, а также издателей лекций и незавершенных рукописей престарелого мыслителя по педагогике и логике Ф.Т.Ринка и Г. Б. Ёше, философская деятельность которых не имела сколько-нибудь самостоятельного и оригинального характера и не позволяет говорить о кантианстве как сколько-нибудь серьезной и оформившейся философской школе или направлении. По этим же причинам в исследовательской литературе используются термины «полукантианство» или «посткантианство», к которым относят эмпирико-психологические трактовки Канта у Я.Фриза, В.Круга, Ф.Бенеке в Германии, французского популяризатора кантовской философии Ш.Вилле, спиритуалистический эклектизм В.Кузена [КУЗЕН], неокритицизм Ш.Ренувье, некоторых поздних представителей Шотландской школы «здравого смысла» (т.н. «религиозный агностицизм» У.Гамильтона) и др. Во 2-й половине 19 в. появилась довольно многочисленная плеяда текстологов и издателей наследия Канта, его рукописей, писем и черновиков, представителей т.н. кантофилологии (Г.Файхингера, И.Эрдмана, Б.Эрдмана, Э.Адикеса, Р.Райке и др.), деятельность которых во многом способствовала заметному оживлению интереса к кантовской философии, созданию международного Кантовского общества и журнала «Kant-Studien», возникновению и развитию неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО]и других философских школ и направлений, так или иначе ориентированных на идеи Канта.

В.А.Жучков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. кантианство — Кант/и/а́н/ств/о. Морфемно-орфографический словарь
  2. кантианство — орф. кантианство, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. кантианство — КАНТИАНСТВО -а; м. Философское учение, основанное И. Кантом и признающее существование вещей вне человеческого сознания, недоступных познанию. Толковый словарь Кузнецова
  4. кантианство — Учение немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804) и его последователей. Большой словарь иностранных слов
  5. кантианство — КАНТИ’АНСТВО, кантианства, мн. нет, ср. (филос.). Философское направление, исходящее из идеалистической, ·т.н. критической, философии Канта (1724-1804 ·гг. ). Толковый словарь Ушакова
  6. кантианство — кантианство ср. 1. Учение основоположника классической немецкой философии И. Канта (1724 — 1804 гг.). 2. Совокупность учений, примыкающих к учению Канта. Толковый словарь Ефремовой