КАНОН

КАНОН (греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела; переосмысленный древнегреческой классикой, он был теоретически закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н.э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в его статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и – с некоторыми изменениями – для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т.ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в. Строгим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, каноном называлась одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (8 в.). Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первая строфа каждой песни (ирмос) почти всегда составлялась на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных строфах (тропарях) поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевропейской музыке с 12–13 вв. под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до 20 в. (у П.Хиндемита, Б.Бартока, Д.Шостаковича и др.). Каноническая нормативизация искусства, часто перераставшая в формализаторский академизм, характерна для эстетики классицизма.

Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в 20 в. А.Ф.Лосев определял канон как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (Лосев А.Ф. О понятии художественного канона. – В сб.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 15). Ю.М.Лотман, исследовавший информационно-семиотический аспект канона, считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому организует имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс– Там же, с. 16–22).

Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах – благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия.

Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на преодоление этой схемы внутри нее самой с помощью мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностные, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных духовных глубин.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля,– В сб.: Вопросы эстетики. М., 1964, в. 6, с. 351–99;

2. Бычков В.В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточно-христианском искусстве. – В сб.: Вопросы теории и истории эстетики. М., 1972, в. 7, с. 148–68;

3. Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. M., 1999, т. 1, с. 483–507; т. 2, с. 91–98;

4. Померанцева Н.А. Эстетические основы древнеегипетского канона. – Она же. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985;

5. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994;

6. Булгаков С. Икона и иконопочитание. М., 1996.

В.В.Бычков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. канон — -а, м. 1. Правило, положение какого-л. направления, учения, а также то, что является традиционной, обязательной нормой. Уже в ранних работах Брюллова можно было провидеть тот новый путь, который уведет его от консервативных канонов академической школы. Малый академический словарь
  2. КАНОН — КАНОН (от греч. /canon — норма, правило) — англ. canon; нем. Kanon. 1. Правило, норма, образец. 2. Правила в области религиозной догматики, культа, возведенные христианской церковью в закон. 3. Свод положений, имеющих догматический характер. Социологический словарь
  3. КАНОН — (греч. kanon — правило) — 1) Принятое христ. церковью, в отличие от гражд. закона, постановление, касающееся внутр. распорядка, морали (особенно служителей церкви), семейных отношений и культа. Первые сборники К. появились в 4 в. Для вост. церкви осн. Советская историческая энциклопедия
  4. Канон — (от греч. kanon — норма, правило). 1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. Музыкальная энциклопедия
  5. канон — Кано́н/. Морфемно-орфографический словарь
  6. канон — Правило (греч.); в церковном употреблении это слово имеет двоякое значение. Во-первых, это правило, которое Церковь постановляет в отношении веры для обязательного выполнения со стороны верующих христиан. Краткий церковнославянский словарь
  7. Канон — I Кано́н (от греч. kanon — норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. 1) Библейский К. — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными» (в отличие от апокрифов (См. Большая советская энциклопедия
  8. канон — орф. канон, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. канон — Старославянское – канонъ. В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского. Этимологический словарь Семёнова
  10. Канон — Канон см. Священное Писание. Библейская энциклопедия Брокгауза
  11. канон — I. КАНОН I а, м. canon m., ит. cannone > нем. Kannone, гол. kanon. Пушка. После 20 гг. 18 в. выпадает из употр. Бирж. 118. Порох в канон вложенный. 1709. Браун Арт. 41. Место для канона ди Корсия или тяжкия пушки. 1709. Алярд 126. Словарь галлицизмов русского языка
  12. Канон — КАНОН — см. Твердые формы. Словарь литературных терминов
  13. Канон — (греч. κανών), в общем значении — правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике — совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве — статья церк. Католическая энциклопедия
  14. канон — [церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая на заутренях и вечернях (Даль)] см. >> молитва Словарь синонимов Абрамова
  15. канон — канон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  16. Канон — (греч. kanon — правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения... Художественная энциклопедия
  17. канон — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? канона, чему? канону, (вижу) что? канон, чем? каноном, о чём? о каноне; мн. что? каноны, (нет) чего? канонов, чему? канонам, (вижу) что? каноны, чем? канонами, о чём? о канонах... Толковый словарь Дмитриева
  18. канон — Заимств. из ст.-сл. яз., где канонъ < греч. kanōn «канон, правило» < «линейка, палка для измерения длины», суф. производного от kanna «тростник, трубка». Этимологический словарь Шанского
  19. Канон — Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * (греч. Архитектурный словарь
  20. канон — КАНОН -а; м. [греч. kanōn — правило, предписание] 1. Правило, непреложное положение какого-л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи. 2. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат. Толковый словарь Кузнецова
  21. канон — Канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем Востоке. Этнографический словарь
  22. канон — Канона, м. [греч. kanon]. 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.). Большой словарь иностранных слов
  23. канон — КАН’ОН, канона, ·муж. (·греч. kanon). 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк.). Толковый словарь Ушакова
  24. канон — канон I м. 1. Непреложное правило или положение какого-либо учения, какой-либо теории. || То, что твёрдо установлено, принято за образец. Толковый словарь Ефремовой
  25. Канон — (греч.) — правило, норма, закон. Под каноном принято понимать твердо зафиксированный церковью комплект религиозных книг, составляющих священное писание Краткий религиозный словарь
  26. КАНОН — КАНОН — жанровая форма литургической поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. ("Великий канон" Андрея Китского). Большой энциклопедический словарь
  27. Канон — (греч. kanon – норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Словарь по культурологии
  28. канон — кано́н "церковное установление, церк. гимн", наряду с кану́н "молебен перед вечерней службой" (откуда накану́не), др.- русск., сербск.-цслав. канонъ "церк. правило" (с 1382 г.), "песнь во славу к.-л. святого" (мин. 1097 г. и др. Этимологический словарь Макса Фасмера
  29. канон — КАНОН м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны.. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях. Толковый словарь Даля
  30. канон — КАНОН, а, м. 1. Правило, непреложное положение какого-н. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма. 2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны. 3. Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к. | прил. канонический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова