ИНТЕЛЛЕКТ

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – в общем смысле способность мыслить; в гносеологии – способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания – чувственному и интуитивному; в психологии – рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики – эмоциям, воображению, воле и т.д.

В истории философии понятие «интеллект» совершило длительную эволюцию. Сам термин – это латинский перевод древнегреческого «нус»(ум). Платон полагал, что именно через «логистикой» (разумную часть души) совершается приобщение человека к божественному миру идей. Аристотель ввел деление на ум вечный, деятельный, и ум преходящий, пассивный, которое проходит через всю средневековую схоластику: «У нас нет воспоминаний, так как этот ум ничему не подвержен; ум же, подверженный воздействию, преходящ и без деятельного ума ничего не может мыслить» (О душе, III, 5). Сознание делится на собственно интеллект (набор общих категорий и формализуемых правил, в т. ч. механизм рефлексии) и конкретное содержание (идеи, воспоминания, образы и т.п.), хранимое в памяти. «Чистый интеллект» един, что дает основание для превращения его в трансцендентальную бессмертную сущность, а личности отличаются лишь благодаря своему жизненному опыту, поставляющему интеллекту материал для обработки.

По словам А.Ф.Лосева, «античный ум есть прежде всего сама объективная действительность, но только данная... в виде такого бытия, которое само же соотносит себя с самим собой и со всем возможным инобытием» (Лосев А. История античной эстетики, т. 1. M., 1992, с. 542). Особенно наглядно это проявляется в учении стоиков о мировом разуме, пронизывающем все существующее. Человеческий разум – это лишь часть космического разума. Неоплатонизм пошел дальше, создав учение о сверхразумном Едином, первой стадией эманации которого является разум.

Арабские философы раннего средневековья (Ибн Сина и Ибн Рушд) пытались примирить неоплатонизм и учение Аристотеля. С одной стороны, интеллект – это «первая интеллигенция», в которой легко узнать неоплатонический «нус», с другой, – последнее звено эманации, «деятельный разум» Аристотеля. Он един у всех людей, а индивидуальная душа обладает лишь возможным (пассивным) разумом. Ранние схоласты пытались примирить неоплатонизм с христианством, проводя аналогии между интеллектом, памятью, волей и Божественной Троицей (Августин, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена). Интеллект – это средство познания Бога, как он существует в себе, превосходя всякое бытие и небытие. В зрелой схоластике (Альберт Великий и Фома Аквинский) господствовало утверждение: Бог – это всеобщий деятельный разум, интеллект – разум ограниченный, образ Бога в душе. При этом истинная деятельность разума не может противоречить вере. Именно в этот период вводится четкое различие между разумом (intellectus) и рассудком (ratio) – как главной и вспомогательной способностями мышления, которое затем пройдет через всю философию Нового времени. «Слово интеллект (разум) применимо к непосредственному проникновению в истину, слово же рассудок – к исследованию и рассуждению» (Фома Аквинский). В подобном делении можно увидеть осознание недостаточности формально-логических рассуждений для постижения диалектических истин, тем более что Бог выше всяких противоречий. Некоторые схоласты склонялись к принижению роли интеллекта, утверждая, что мы не можем познавать Бога только разумом, для этого необходимо откровение (Дунс Скотт). Орган созерцания (coritemplatio) Бога есть интеллигенция. К аналогичным выводам приходят и мистики (Бернар Клервоский, Гуго Сен-Викторский). Отсюда и иное решение одной из основных философских проблем – соотношения воли и интеллекта. Если Аквинат подчинял волю интеллекту, то Дунс Скотт и Оккам подчинили интеллект воле.

В эпоху Возрождения начинается новое возвеличивание интеллекта. Так, у Николая Кузанского разум – это наивысшая духовная сила, уподобляющая человека Богу и способная проникать в сверхчувственные истины благодаря «непостижимому постижению» совпадения противоположностей.

В философии Нового времени интеллект понимался как «естественный свет» (lumen naturalis), т.е. врожденная способность человеческой души к постижению сущности вещей. Представители рационалистической философии 17–18 вв. определяли интеллект гносеологически – как способность к формированию правил метода (Декарт), к отысканию опосредствующих идей и выведению заключений (Локк), как познание необходимых и вечных истин (Лейбниц) и т.п.

У Канта интеллект – это высшая познавательная способность, дающая принципы рассудку. «Если рассудок есть способность, создающая единство явлений согласно правилам, то разум есть способность, создающая единство правил рассудка согласно принципам» («Критика чистого разума», III гл). При этом разум имеет как формальное, логическое применение, так и реальное, когда он сам порождает некоторые идеи и принципы, не заимствованные из опыта или рассудка. Согласно Фихте, разум – это максимально развитая способность к рефлексии, «абсолютная способность отвлечения» от всего окружающего для определения «Я». Разум, по Шеллингу, – «полная нерасчлененность субъекта и объекта», основная же человеческая способность – это интеллектуальная интуиция как непосредственное созерцание предмета в единстве противоположностей. Философия Гегеля – это максимальная степень обожествления интеллекта, который в качестве Абсолютной идеи совершает свое развертывание в сфере духа, природы, истории. Человеческий же разум – это «в-себе-и-для-себя» сущая истина... простое тождество субъективного понятия с его объективностью и всеобщностью» (Философия духа, § 438).

В качестве реакции на подобное обожествление можно рассматривать новое «принижение» интеллекта у Г.Спенсера, в прагматизме или в иррационализме (А.Шопенгауэр, Э.Гартман, А.Бергсон). С биологической точки зрения, интеллект – это возникший в процессе эволюции вид приспособительной деятельности организма. Цель мышления – выбор средств для осуществления планов и намерений (У.Джеймс). Согласно Бергсону, главный недостаток интеллекта в том, что он разлагает изменение и изменчивое на неизменные моменты, а потому неспособен «мыслить истинную непрерывность, взаимное проникновение, словом творческую эволюцию, которая и есть жизнь» (Бергсон А. Творческая эволюция. М.–СПб., 1914, с. 145); на это способна только интуиция.

Наука 20 в. расширила и обогатила понятие интеллекта рядом новых значений. Началось исследование интеллекта животных, таких реакций, как воспроизведение уже найденного решения, перенесение его на иную ситуацию, способность к решению «двухфазных задач» и т.п. В изучении интеллекта начали использовать количественные методы. Еще в сер. 1920-х гг. французские психологи Бино и Симон предложили определять уровень интеллекта с помощью специальных тестов – IQ (Intelligence Quotient). Среди психологических концепций интеллекта выделяется теория Ж.Пиаже, согласно которому интеллект – это высшая форма духовного приспособления к среде путем мгновенной организации стабильных пространственно-временных логических структур. Наконец, возникли различные программы исследований «искусственного интеллекта»: 1) создание компьютеров, способных выполнять функции, традиционно относимые к области интеллектуальной деятельности человека; 2) попытки моделировать сам человеческий интеллект на основе моделирования мозгового субстрата (нейрокомпьютеры); 3) создание искусственных самообучающихся устройств, способных эволюционировать. Таким образом, зоопсихология, психология и кибернетика дали сильный толчок научному изучению интеллекта.

О.В.Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. интеллект — -а, м. Мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития. — Досадно только и горько, что вы такая же дрянь, как все, что вам в женщине нужны не ум, не интеллект. Чехов, Три года. [От лат. intellectus — понятие, рассудок] Малый академический словарь
  2. ИНТЕЛЛЕКТ — ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. inteuectus — ум, рассудок, разум, познание) — англ. intellect; нем. Intellekt. 1. Способность мышления, рационального познания, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта... Социологический словарь
  3. интеллект — Интелле́кт/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Интеллект — (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин «И. Большая советская энциклопедия
  5. интеллект — орф. интеллект, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. интеллект — Латинское – intellectus, intelegere (чувствовать, понимать). Слово заимствовано русским языком в первой трети XIX в. со значением «мыслительная способность», но не совсем ясно, из какого именно языка. Этимологический словарь Семёнова
  7. интеллект — Ключевое понятие когнитивной науки, которая и определяется как наука о человеческом разуме. Понятие "разум" не имеет общепринятого определения. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. Интеллект — (лат. intellectus – понимание, познание). Основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. При таком понимании мышление рассматривается как И. в действии. Различают собственно... Толковый словарь психиатрических терминов
  9. интеллект — ИНТЕЛЛЕКТ а, м. intellect m., нем. Intellekt <�лат. intellectus разумение, понимание. Мыслительная способность; ум, рассудок, разум. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Интеллект — (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций... Педагогический терминологический словарь
  11. интеллект — Заимств. в первой половине XIX в. из нем. или франц. яз., где оно — из лат. intellectus, суф. производного от intellegere «чувствовать, понимать, воспринимать чувством и умом». Этимологический словарь Шанского
  12. ИНТЕЛЛЕКТ — (англ. intelligence; от лат. intellectus — понимание, познание) — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. Большой психологический словарь
  13. Интеллект — (лат. intellectus понимание, познание) способность к мышлению, рациональному познанию. Медицинская энциклопедия
  14. интеллект — ИНТЕЛЛЕКТ -а; м. [лат. intellectus — понятие, рассудок] Мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития. Быть равным кому-л. по интеллекту. Толковый словарь Кузнецова
  15. интеллект — ИНТЕЛЛЕКТ, а, м. Ум (в 1 знач.), мыслительная способность, умственное начало у человека. Высокий и. | прил. интеллектуальный, ая, ое. Интеллектуальные способности. Интеллектуальная собственность (охраняемый законом продукт чьегон. умственного труда). Толковый словарь Ожегова
  16. интеллект — Интеллекта, м. [латин. intellectus – понимание, понятие] (книжн.). Ум, рассудок, мыслительная способность у человека (в противоп. воле и чувствам). Большой словарь иностранных слов
  17. интеллект — ИНТЕЛЛ’ЕКТ, интеллекта, ·муж. (·лат. intellectus — понимание, понятие) (·книж. ). Ум, рассудок, мыслительная способность у человека (·в·противоп. воле и чувствам). Толковый словарь Ушакова
  18. интеллект — интеллект м. Устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению, к рациональному познанию. Толковый словарь Ефремовой
  19. ИНТЕЛЛЕКТ — ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум") — тождественный ему по смыслу. Большой энциклопедический словарь
  20. Интеллект — См. Ум. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  21. ИНТЕЛЛЕКТ — ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellektus — разумение, познание) — система познавательных способностей индивида. И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий... Новейший философский словарь