ИЛЬИН В.Н.

ИЛЬИН Владимир Николаевич [16(29) августа 1891, с. Владовка Киевской губ. – 23 ноября 1974, Париж] – русский философ, богослов, литературный и музыкальный критик, композитор. Окончил физико-математический (1913), историко-филологический и философский факультеты (1917) Киевского университета, а также Киевскую консерваторию по классу композиции. С 1918 приват-доцент Киевского университета. Зимой 1919 уехал в Константинополь, где читал лекции по философии. В 1923 переехал в Берлин, преподавал логику, психологию, опубликовал несколько работ по философии. В Берлинском университете слушал лекции А.Гарнака. С 1925 профессор Богословского православного института в Париже, где преподавал литургику, апологетику, психологию, средневековую философию. Принимал участие в евразийских изданиях; с 1929 прекратил сотрудничество с евразийцами, обвинив их руководство в лояльности к большевизму. Выступил с критикой материализма, образцом которого считал механистический материализм Ж.О.Ламетри и советский марксизм. Ильин отвергал признание материи субстанцией, всеобъемлющим принципом Вселенной и всякого бытия, считал, что философы-материалисты враждебны экспериментальной науке, противопоставлял материализму «материологизм» как «признание Логоса, действующего в материи» (Материализм и материя. – В кн.: Христианство, атеизм и современность. Париж, 1928). Основываясь на данных естественных наук, доказывал согласуемость библейского креационизма с современной научной картиной мира. Органическую жизнь рассматривал как силу, противодействующую энтропии, окончательно раскрывающую себя в сознательной человеческой активности как чудо творения. Вслед за Флоренским [ФЛОРЕНСКИЙ]признавал фундаментальным принципом науки прерывность мира, основанием которой считал корпускулярное строение вещества. Свою заслугу в философии Ильин видел в создании морфологической логики, или «всеобщей иконологии бытия», в которой синтезируются монадология Лейбница, неоплатонизм с неопифагореизмом и морфология (учение о форме-эйдосе вещи). В философии культуры следовал шпенглеровс-кому противопоставлению культуры и цивилизации, но отвергал релятивизм ценностей, который ведет к признанию бессмысленности мирового процесса. Для Ильина невозможно примирение с гибелью культуры, причины которой – разделение, утрата взаимопонимания, соборности [СОБОРНОСТЬ], иерархического принципа. В трудах по русской литературе Ильин выступал как философ творчества и эстетик. Творчество для него священный акт, который должен получить свое основание в святости. Иночество, по Ильину, есть основа русской культуры.

Сочинения:

1. Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1925;

2. Атеизм и гибель культуры. Варшава, 1929;

3. Загадка жизни и происхождение живых существ. П., 1929;

4. Шесть дней творения. Париж, 1930;

5. Арфа царя Давида в русской поэзии. Брюссель, 1960;

6. Арфа Давида. Религиозно-философские мотивы русской литературы, т. 1. Проза. Сан-Франциско, 1980;

7. Религия революции и гибель культуры. Париж, 1987;

8. Эссе о русской культуре. СПб., 1997;

9. Статика и динамика чистой формы. – «ВФ», 1996, № 11, с. 91–136.

Литература:

1. Милютина Т. Три года в русском Париже (1930–1933). – «Вестник РХД», 1991, № 162–63, с. 289–292;

2. Козырев А.П. Перипатетик русского Парижа. – «ВФ», 1996, № 11, с. 75–90.

А.П.Козырев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me