ИЗБОРНИК 1073 Г.

ИЗБОРНИК 1073 г. – древнейший памятник древнерусской литературы, являющийся списком с болгарского оригинала. Дает суммарное изложение основ христианских представлений о бытии и одновременно является обширной сводкой сведений из различных областей знания (астрономии, географии, права, политэкономии, истории и пр.). Восходит к «Спасительной книге» 9 в. Протографом Изборника является более обширный по сравнению со «Спасительной книгой» греческий кодекс, с которого был сделан славянский перевод для болгарского царя Симеона (893–927). Русский список переписан с болгарского оригинала и переадресован Святославу. Выявлены списки произведения 11–17 вв. в количестве 24 экземпляров. Изборник содержит восходящий к аристотелевской традиции логико-философский трактат «Максимово о различении сущности и естества по внешним», «Феодора, пресвитера Раифского о том же». Здесь воспроизводятся разделы «Метафизики», «Физики» и «Категорий» Аристотеля. Источником, скорее всего, служил текст не самого Аристотеля, а кого-то из его средневековых толкователей. В этой наиболее философичной части памятника дано определение общим понятиям: «сущность», «сущее», «природа», «ипостась», «род», «вид». Первоисточником сущего и описываемого в аристотелевских категориях бытия объявляется Бог. В разделе «Иустина Философа» воспроизводится античное учение о четырех стихиях, прилагаемое для объяснения строения плоти человека, а также для обоснования учения христианства о воскресении тел. Проблема человека – вторая по значимости проблема Изборника. Подчеркивается двуприродность человека, взаимозависимость плотского и духовного начал. Материальная природа человека, согласно тексту, образуется сочетанием простейших элементов: огня, воды, земли, воздуха. В состав сборника входит трактат Георгия Хировоска «Об образех», где рассматриваются эстетические понятия: «аллегория», «метафора», «гипербола», «притча». В статье «Иосифо от Макавеи» дано определение мудрости как «знания божественных» и человеческих вещей. К способам познания причислены молитва, праведность (праведнику открываются тайны Божии), чтение книг, в которых запечатлено откровение, и общение с мудрыми людьми, которым открыто сокровенное.

Издания:

1. Изборник Святослава 1073 г., кн. 1–2. М., 1983;

2. Златоструй. Древняя Русь 10–13 вв. М., 1990, с. 252–56.

Литература:

1. Изборник Святослава 1073, сб. статей. М., 1977;

2. Пейчев Б. Философский трактат в Симеоновом сборнике. К., 1983;

3. Левочкин И.В. Византийский энциклопедический Сборник в Болгарии и на Руси. – В кн.: У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов. К., 1983;

4. Камчатнов А.М. Философская терминология Изборника Святослава 1073 года и ее перевод. – В кн.: Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. М., 1987;

5. Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073–1076 гг. К., 1990;

6. Мильков В.В. Античное учение о четырех стихиях в древнерусской письменности. – В кн.: Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.

В.В.Мильков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me