ЗЛО

ЗЛО – ценностное представление, противоположное добру [ДОБРО](благу [БЛАГО]), универсалия культуры, основополагающая для морали и этики. Зло охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, общественные условия, деятельность людей). Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить. Оно относится ко всему, что возникает в результате сознательных усилий субъекта и его произвольного выбора. Субъективная характеристика морального зла – вменяемость как способность контролировать свои действия, отвечать за них. Объективная характеристика делится на формальную и содержательную. С формальной стороны как зло квалифицируется деятельность, противоречащая принятым в данной культуре нормам морали (в конечном счете – идеалу); с содержательной это – деятельность, которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего субъекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания и сходные негативные чувства, ведет к деградации. Как противоположность добру моральное зло подрывает основы творческого сотрудничества людей, распространяя вражду между ними и (или) лишая их высших человеческих способностей. Через понятие морального зла культура 1) указывает человеку на опасность его собственной активности, полагая источник разрушения не во внешней действительности, а в самом субъекте, т.е. научает критически относиться к себе; 2) предостерегает от обособления отдельных способностей личности, ориентирует на собранность и сосредоточение. Понятие морального зла выделяется постепенно из комплекса негативных оценок, в котором оно сплавлено со злом физическим и социальным. Исходной формой негативной оценки выступают переживания боли, страдания и производные от них эмоции (страх, гнев, обида и т.п.), в которых человеку представлены деструктивные аспекты реальности. Воображение опредмечивает эти переживания, связывая их с образами огня и грязи или персонифицируя в чудовищных демонических существах. В ходе культурного развития выяснялась этиология деструктивных сторон действительности, степень их опасности, способы нейтрализации (отстранение или активное противоборство).

С дифференциацией культуры в общем понятии зла начинают выделяться различные планы: космический, социальный, человеческий. Во вселенском плане зло понимается как безличный хаос, угрожающий мировому порядку, косная материя или враждебная человеку духовная сущность, вызывающая природные катаклизмы. На уровне социума зло обретает облик общественной силы, противопоставляющей себя целому и разлагающей его. На уровне человека зло мыслилось как дисгармония телесных, душевных или духовных качеств. В религии и философской этике данные планы совмещены. Античная этика толковала зло как хаотизирующее начало в микрокосме, полисе и макрокосме. По Аристотелю, напр., зло (to cacon) проявляется в нравах как зверство, невоздержанность, порочность; при этом не только избыток, но и недостаток являются признаками зла, ибо и тот и другой нарушают меру, ввергают этос [ЭТОС]в хаос. Быть злым значит поднимать себя до демонического уровня или опускаться до животного.

Особое значение придается злу в религиях спасения: зороастризме, буддизме, христианстве и др. В христианстве ветхозаветная идея о грехе как нарушении договора между Богом и людьми переосмыслена на основе неоплатонической онтологии. Исходной причиной зла объявляется произвольное отклонение от

Божественного порядка. По мере отождествления добра с полнотой и совершенством [СОВЕРШЕНСТВО]зло превращается в недостаток внутренней организации. Августин в полемике с манихеями определил его как лишенность бытия. Противоположные аспекты зла – чрезмерность и ущербность – христианская этика соединила в образе дьявола как архетипе морального зла, воспроизводящемся в греховности человека с грехопадения Евы и Адама до злодеяний современного человечества. Душа человека вследствие первородного греха от рождения предрасположена ко злу, открыта дьявольским соблазнам. Для их искоренения разрабатывалась монашеская и мирская аскеза.

Понятие зла, развитое религиями спасения, стало явной или неявной парадигмой для последующей этики. Европейская этика (Фома Аквинский, Я.Бёме, Б.Паскаль, Г.В.Лейбниц, И.Кант, Ф.В.Шеллинг и др.) основывалась на христианской концепции зла, акцентируя то его трагическую серьезность (Бёме), то призрачность и ничтожность (Лейбниц). Сквозной религиозно-этической проблемой стало логическое согласование морального несовершенства человечества со всемогуществом и всеоблагостью Бога (см. Теодицея [ТЕОДИЦЕЯ]). В русской нравственной философии 19–20 вв. (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и др.) была продолжена традиция христианского толкования зла как нарушения органической цельности сущего. Соловьев, исходя из идеи всеединства, осмыслил зло как дисгармоническое взаимоотношение целого и частей. Православная теодицея П.А.Флоренского основана на идее антиномичности мира и человека. Свобода, порождающая моральное зло, является единственным средством воссоединения с Богом. В западной философии 19–20 вв. наряду с христианским наметились иные подходы к проблеме зла. А.Шопенгауэр усматривал корень морали в сострадании, со слабостью или отсутствием которого и связывал зло. Марксизм объяснял зло с социально-экономической точки зрения, выставляя как его основу отчуждение [ОТЧУЖДЕНИЕ]и эксплуатацию человека человеком. Современная этика обогатила понятие зла многообразным этнографическим материалом, анализом связей с психопатологией (фрейдизм и неофрейдизм), исследованием реальных процессов дегуманизации культуры (экзистенциализм) и т.п. Инвариантное содержание морального зла обусловлено особенностями функционирования нравственности. Она создает иерархический порядок взаимоотношения людей; в понятии морального зла акцентируется деструктивная активность субъекта по отношению к этому порядку. Одной из самых очевидных форм морального зла выступает сознательное унижение человека. В соответствии с этим основными поведенческими проявлениями морального зла считаются насилие [НАСИЛИЕ]и обман. Этика рекомендует спектр различных способов практического отношения ко злу, простирающийся от пассивного неприятия (отстранения, избегания) до активной борьбы (искоренения). Особую проблему составляет возможность временного сотрудничества со злом, т.е. использования его средств для достижения благих целей (см. Цель и средства [ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА]). Этический ригоризм не допускает использования зла (насилия и обмана) ни при каких обстоятельствах, исходя из предпосылки, что нравственный порядок является неизменным и непротиворечивым. Этический историзм (Гегель, К.Маркс и др.) опирается на идею позитивной роли зла в истории: положительные социальные перемены происходят на фоне разложения нравственных связей; алчность и властолюбие бывают мотивами благих деяний – объединения государства, экономических и технических инноваций и т.п. Действительно позитивная роль зла ограничена тем, что оно уничтожает другое зло, еще большее. Однако предметные результаты деятельности лежат в иной плоскости, чем ее моральное значение; их абсолютизация граничит с прямой апологией морального зла. Она особенно заметна в имморализме Ф.Ницше. Умеренный этический пробабилизм исповедует принцип «меньшего зла» (утилитаризм, теория «сопротивления злу силой» И.А.Ильина и т.п.). Осуществление подобного принципа сопряжено с труднейшей проблемой количественных характеристик зла, его рационального критерия. Между тем ссылка на «меньшее зло» часто служит лишь оправданием неблаговидных поступков. Своеобразным итогом исторического развития этики является убеждение, что главное средство борьбы со злом – нравственное совершенствование.

Литература:

1. Кант И. Религия в пределах только разума. – В кн.: Он же. Трактаты и письма. М., 1980;

2. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. – Соч. в 4 т., т. 4. М., 1989;

3. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994;

4. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992;

5. Siwek P. The Philosophy of Evil. N.Y., 1951;

6. Ricoeur P. Symbolism of Evil. Boston, 1972;

7. The Anthropology of Evil. Oxf., 1985.

А.П.Скрипник

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. зло — 1) -а, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. ч. Все дурное, плохое, вредное; противоп. добро. Бороться со злом. □ Цветок в его глазах осуществлял собою все зло; он впитал в себя всю невинно пролитую кровь ---, все слезы, всю желчь человечества. Малый академический словарь
  2. зло — 1. зл/о¹ (всё плохое). 2. зл/о², нареч. Морфемно-орфографический словарь
  3. зло — орф. зло1, зла, р. мн. зол, других форм мн. нет зло2, нареч. Орфографический словарь Лопатина
  4. зло — Старославянское – зъло (беда, грех). На Руси слово начало использоваться рано – с XI в. В древнерусский язык слово проникло из старославянского и довольно быстро получило широкое распространение. Производные: злой, злость, злоба, злиться. Этимологический словарь Семёнова
  5. зло — • абсолютное ~ • большое ~ • великое ~ • непоправимое ~ • огромное ~ Словарь русской идиоматики
  6. Зло — Основополагающее для морали и этики понятие, противоположность добра и блага. Охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения... Педагогический терминологический словарь
  7. зло — Результат неправедности, непослушания Богу, результат греха. Зло не было сотворено Богом и оно не существует изначально в мире (в творении) как нечто самостоятельное — оно творится человеком (Быт.8:21 ; Прит.11:27 ; 1Иоан.5:19). Библейский словарь Вихлянцева
  8. зло — сущ., с., употр. часто (нет) чего? зла, чему? злу, (вижу) что? зло, чем? злом, о чём? о зле; мн. (нет) чего? зол 1. Злом называют всё плохое, опасное, вредное, жестокое. Толковый словарь Дмитриева
  9. зло — зло // злостно Составляют гнездо пар с паронимами злой // злостный, злость // злостность. ЗЛО 1. Со злобой, злобно, жестоко. 2. О животных: свирепо, люто. Словарь паронимов русского языка
  10. зло — ДОБРО — ЗЛО Добрый — злой (см.) добрый — злобный (см.) доброта — злобность доброта — злоба (см.) Делать добро — причинять зло. ○ Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Словарь антонимов русского языка
  11. зло — • Враждующее (Аксаков). • Всесокрушающее (Вейнберг). • Вечно алчущее (А. Рославлев). • Коварное (Мей). • Могучее (П. Я.). • Мятежное (Фофанов). Словарь литературных эпитетов
  12. зло — I. ЗЛО -а; мн. только род.: зол; ср. 1. только ед. Всё дурное, плохое, вредное (противоп.: добро). Причинить з. кому-л. Отплатить злом за добро. Бороться со злом. Добро торжествует над злом. Не желать, не хотеть, не делать зла кому-л. Употреблять что-л. Толковый словарь Кузнецова
  13. зло — ЗЛО, зла, мн. только род. п. зол, ср. 1. ед. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. Толковый словарь Ожегова
  14. зло — ЗЛО, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. • На зло — см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  15. зло — зло I ср. 1. Нечто плохое, дурное. || противоп. добро 2. Несчастье, беда, неприятность. II нареч. обстоят. качества 1. Принося зло, ведя к гибели. || перен. Язвительно. 2. перен. разг. Толковый словарь Ефремовой
  16. ЗЛО — ЗЛО — см. Добро и зло. Большой энциклопедический словарь
  17. зло — ЗЛО ср. худое, лихое, худо, лихо; противопол. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божескому порядку. Толковый словарь Даля
  18. Зло — В широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие З. В более тесном смысле... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  19. ЗЛО — ДОБРО И ЗЛО — категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показывающие разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и поступках... Новейший философский словарь