ДРОЙЗЕН

ДРОЙЗЕН (Droysen) Иоганн Густав (6 июля 1808, Трептов/Рега – 19 июня 1884, Берлин) – немецкий историк и философ. Изучал философию в Берлине, где несколько семестров слушал Гегеля, посещал занятия А. Бёкха. Профессор университетов в Киле (с 1840), Йене (с 1851), Берлине (с 1859). После революции 1848 – член Франкфуртского парламента. Автор трудов по политической истории: «История прусской политики» (Geschichte der Preussischen Politik, Bd 1–14, 1856–85), «Жизнь фельдмаршала графа Йорка фон Вартебурга», Bd. 1–2, 1851–52, а также по античной истории (ввел термин «эллинизм» для обозначения распространения греческой культуры в Средиземноморье в 4–1 вв. до н.э.) и методологии исторического познания. Большое влияние на Дройзена оказали Гегель, В.Гумбольдт, которого он называл «Бэконом гуманитарных наук», а также «Энциклопедия и методология филологических наук» Бёкха. Концепция исторического познания изложена им в лекциях «Энциклопедия и методология истории», в тезисной форме (в «Очерке истории» («Grundriss der Historik», 1858, полностью издан в 1937, 3-е изд. 1958), которая включает в себя «методику» исторического исследования, «систематику» исследуемого и «топику» изложений.

Предметом истории является то, что в своем «здесь и теперь» остается непреходящим, т.е. духовный образ прошлого («Очерк историки», § 5). В истории человек познает себя самого; понимание есть «вникание», «проникновение внутрь» (Inne-werden) и возможно только по отношению к себе подобному. «Методика» разделяется на «эвристику», «критику» и «интерпретацию». Эвристика доставляет исследователю исторический материал – прежде всего т.н. «остатки» (Überreste): предметы обихода прошлых времен; обычаи, нравы, государственные и религиозные традиции; идеи, знания, философские системы, мифы, литературные памятники; документы (письма, счета, архивы любого рода); произведения изобразительного, монументального, прикладного искусства и пр. Задача критика – определить, в каком отношении находится сохранившийся материал к тем волевым актам, о которых он свидетельствует (§ 29), является ли он подлинным (§ 30), не изменился ли он за прошедшее время, не был ли искажен личностью того, кто о нем сообщает (оценка источника в целом), насколько он полон и т.д. «Прагматическая интерпретация» постигает упорядоченную критикой совокупность фактов и реконструирует ход событий в соответствии с лежащей в ее основе причинной связью. За ней следует «интерпретация условий» (напр., географических, временных, материальных), в которых происходило событие. «Психологическая интерпретация» отыскивает в исторических обстоятельствах волевые акты, его вызвавшие (§ 41). Понимание остается при этом «периферическим»: человек может понять поступок, слово, жест, но не «всего человека». «Интерпретация идей» истолковывает исторический материал в соответствии с его «этическим содержанием»; очерчивается «этический горизонт», современный событию, позволяющий понять, что двигало народами и личностями прошлого (в разных исторических эпохах могут преобладать различные «нравственные силы»). В центре систематики – «космос нравственного мира» (§ 45), в контексте которого анализируется «свершившееся». Наблюдая движение исторического мира и распознавая его направление, исследователь заключает о конечной цели, к которой стремится это движение (§ 46): ею является сам человек (§ 47), который должен стать тем, «кем он должен быть». Выявляя структуры истории (материал, форма и цель – § 49), Дройзен основывается на учении о причинах Аристотеля [АРИСТОТЕЛЬ] (см. также Форма и материя [ФОРМА И МАТЕРИЯ]). Материал исторического мира есть естественно данное и исторически ставшее (§ 50). Формы, в которых протекает история, Дройзен называет нравственными общностями (sittliche Gemeinsamkeiten) (§ 55). Он выделяет три типа общностей, каждая из которых обозначает определенный способ совместного бытия людей: 1) естественные (семья, племя, народ); 2) идеальные (язык, наука, искусство– §§ 62–66); 3) практические (экономика, общество, государство, сферы права и власти – §§ 67–71), – эти общности Дройзен называет также идеями, или моральными силами. Только в них человек может стать самим собой. У каждой эпохи есть своя основополагающая идея, определяющая облик человека (§ 82).

«Историка» замыкается «топикой» («историческим изображением») – ею, по мнению Дройзена, ограничивалась вся предшествующая ему историография (§ 89). В топике событие распознается как значимое для современности, история обнаруживает себя здесь как «образующая» человека сила, – в этом, по Дройзену, состоит смысл понятия «образования» (Bildung).

Сочинения:

1. Geschichte Alexanders des Grossen. Hamb., 1833;

2. Geschichte des Hellinismus, Bd 1–3. Hamb., 1843.

Литература:

1. Hünermann P. Der Durchbruch des geschichtlichen Denkens im 19 Jahrhundert. Basel, 1967.

И.А.Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДРОЙЗЕН — (Droysen), Иоганн Густав (6.VII.1808 — 19.VI.1884) — нем. историк, проф. Нильского (с 1840), Иенского (с 1851), Берлинского (с 1859) ун-тов. Принимал участие в антидатском нац.-освободит. движении в Шлезвиге и Гольштейне; в 1848-49 — чл. Советская историческая энциклопедия
  2. Дройзен — (Droysen) Иоганн Густав (6.7.1808, Трептов, современный Тшебятув, Польша, — 19.6.1884, Берлин), немецкий историк. Профессор Кильского (с 1840), Йенского (с 1851), Берлинского (с 1859) университетов. Большая советская энциклопедия
  3. ДРОЙЗЕН — ДРОЙЗЕН (Droysen) Иоганн Густав (1808-1884) — немецкий историк. Главный труд — по истории эллинизма; Дройзен первым ввел в историографию понятие "эллинизм" и дал характеристику этого периода истории античности. Большой энциклопедический словарь