ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ

ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ (Διογένης ὁ Βαβυλώνιος) (οκ. 240–150 до н. э.), или Диоген из Селевкии, – греческий философ, ученик Хрисиппа и преемник Зенона из Тарса во главе стоической школы. Сочинения Диогена служили источником каноничных школьных формулировок (Diog. L. VII 55 сл.): «О звучащей речи» (грамматика и логика); «Учебник диалектики» (логика в узком смысле); «О ведущем начале души» (антропология). Как и Зенон из Тарса, Диоген сомневался в учении о «воспламенении» (fr. 27). Специально занимался аллегорией (трактат «Об Афине», fr. 33–34), мантикой (Cic. De div. I 6 cf. II 90), музыкой и риторикой («О музыке», fr. 54–90; «О риторике», fr. 91–126), теорией общества и государства («О законе», Athen. XII 526 С, и «О благородстве» (ib. IV 168 Ε). В этике (названия сочинений не сохранились) попытался уточнить ряд пунктов, определив конечную цель как «благоразумный выбор (εὔλογος ἐκλογή) того, что отвечает природе» (Diog. L. VII 88; Stob. Eсl. II p. 75, 11 sq. W.). В этом можно усмотреть характерное для послехристианской Стои стремление расширить понятие блага за счет «первичного по природе».

Фрагменты:

1. SVF III 1–126.

Лит. см. к ст. Стоицизм [СТОИЦИЗМ].

А.А.Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Диоген Вавилонский — Греч. философ-стоик, род. из Селевкии-на-Тигре, ученик Хризиппа, вместе с перипатетиком — Критолаем и своим учеником Карнеадом прибыл в Рим в 155 г. до Р. Хр. и здесь сильно содействовал распространению среди римлян стоической философии. Из его соч. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона