ДЖАЙНИЗМ

ДЖАЙНИЗМ – одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, возникшая в 5 в. до н.э. Получила название от имени своего основателя Джины Махавиры [ДЖИНА МАХАВИРА]. В настоящее время насчитывает не менее трех миллионов последователей. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, включающую кроме текстов канонических тексты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике, а также эпические поэмы, дидактическую поэзию и гимнографию. Вклад джайнизма в индийскую культуру исключительно разносторонен.

Джайнизм возник в шраманский период индийской цивилизации на Северо-Востоке Индии (Магадха, современный Бихар) как община последователей Джины, который реформировал орден Паршвы, добавив к его предписаниям практику «исповеди» и, вероятно, под влиянием адживиков, дополнительный обет наготы и ужесточенный вегетарианский ригоризм. Ему же принадлежало установление «практической доктрины» в виде «философии действия», оппонирующей логически несовместимому с аскетикой, но чрезвычайно распространенному в его время фатализму, и разработка стратегии достижения «освобождения» через совершенство в ахимсе [АХИМСА] и других «обетах». Третьим делом Джины было распределение организации своих последователей–как мужчин, так и женщин – на монашескую и мирскую общины, которые делились на группы, возглавляемые руководителями (ганадхары), первым из которых был Гаутама Индрабхути.

Джайнская проповедь оказалась с самого начала столь эффективной, что к общине сразу примкнули многие аристократы и даже царь Магадан Бимбисара. Из Магадан новое учение распространялось на запад и на юг. В 3 в. до н.э. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и трансляции авторитетных текстов. Одновременно произошел и первый раскол: часть групп последовала за великим эрудитом Бхадрабаху и отправилась на юг. О влиянии джайнизма свидетельствует уже то, что основатель династии Маурьев Чандрагупта I, следуя примеру Бхадрабаху, завершил свои дни голодовкой. В 1 в. оформилась основная схизма: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые странами света») настаивали на том, что именно они являются аутентичными наследниками Джины и ганадхаров, но доктрина оставалась единой. Это и позволило в 1–2 вв. Умасвати кодифицировать как религиозное, так и собственно философское наследие всего джайнизма в «Таттвартхадхигама-сутре».

В 5 в. состоялся собор шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), после которого письменные рукописи авторитетных текстов были размножены и стали распространяться в общине. Дигамбары отвергли аутентичность канона шветамбаров, предложив свое собрание текстов (подробнее см. Джайнский канон [ДЖАЙНСКИЙ КАНОН]). С 6–7 вв. под влиянием индуизма начинается активное храмостроительство. Архитектурные памятники свидетельствуют о значительном распространении джайнизма в Гуджарате и в Центральной Индии (наиболее яркие свидетельства – комплексы в Шравана Белаголе и Айхоле); джайнизм стал весьма популярен и на юге – в Карнатаке и Тамилнаде. Хотя в 10–12 вв. индуисты серьезно потеснили джайнов в этих регионах, джайнизм продолжал удерживать свои позиции. В отличие от буддизма, он не был «устранен» и после мусульманского вторжения и позднее нашел способы контакта с Моголами. В настоящее время шветамбары живут на севере, дигамбары – на юге.

Предание джайнизма «записывается» как единство «трех сокровищ» (triratna) – правильных воззрений, познания и поведения. «Правильные воззрения» предполагают взгляд на мир как реальную (джайнам не свойствен иллюзионизм) множественность динамических и активных духовных субстанций (дживы [ДЖИВА]), которые в своем истинном состоянии наделены всеведением и всемогуществом, но каким-то образом подвержены притоку тонкой кармической материи (см. Асравы [АСРАВЫ]), обусловливающей их «закабаление» (см. Бандх [БАНДХА]а). Они населяют три мировых региона – инфернальный, земной и небесный (в зависимости от их прежних действий), которые возрождаются и разрушаются в бесчисленные мировые периоды и нуждаются в очень трудоемких усилиях для восстановления своего аутентичного состояния. Борьба с кармами средствами особого поведенческого тренинга, созерцательной практики и сурового аскетизма составляет сотериологию джайнизма, который является классическим типом религии самоспасения. Различие между мирянами и монахами в том, что только вторым доступны ее завершающие этапы, тогда как первым – ее начальные стадии. В этом джайнизм обнаруживает значительное сходство с классическим буддизмом и отличие от более «демократического» буддизма махаяны. Однако с последним его сближает (начиная, правда, со средневековья) включение в сотериологию, под влиянием индуизма, реального храмового культа (пуджа) и почитание героев-тиртханкаров (букв. – создатели брода [через океан сансары]). И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти «великих обетов» (mahāvrata): воздержание от вреждения любым живым существам (обет par excellance), от лжи, воровства, нецеломудрия и принятия излишних даров. Те миряне, которые хотят «потрудиться» больше, воздерживаются еще от питания в ночное время (ради все того же невреждения), а также принимают на себя три «усиливающих обета» и четыре «обета дисциплины», завершающиеся обетом благотворительности (прежде всего поддержка монашеской общины). Чтобы заработать еще большую «заслугу» (пунья) и продвинуться в борьбе с кармами, миряне могут совершать паломничество, заниматься медитацией, соблюдать дважды в месяц посты и приносить «покаяние» хотя бы в сезон дождей. Идеальным концом джайнского мирянина считалась смерть в результате поста. Ответственность за джайнские общины несут упадхьяи – знатоки авторитетных текстов и ачарьи – духовные наставники.

Посвящение в монахи происходит после четырехмесячного испытательного срока; жизнь порвавшего с миром детально регламентирована (определенные части суток выделены для сбора милостыни, «учебы», сна и медитации), как и правила принятия пищи, а также «исповеди» (идеально ежедневной) и «покаяния». Оставшись один на один с кармами, джайнский монах предпринимает пять средств остановки их притока (см. подробнее Самвара [САМВАРА]) и на завершающей стадии уничтожает их вовсе (см. Нирджара [НИРДЖАРА]).

Литература:

1. Glasenapp H. von. Der Jainismus. В., 1925;

2. Schubring W. Die Lehre der Jainas, nach den alten Quellen dargestellt. В., 1935;

3. Jaini S. The Jaina Path to Purification. Berkeley, 1979.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДЖАЙНИЗМ — Одна из религий Индии, ныне насчитывающая ок. 2 млн. последователей (джайнов). Назв. происходит от Джины (санскр. — победитель) — прозвища, к-рое было дано основателю монашеской общины джайнов Вардхамане Махавире (6 в. до н.э.). Советская историческая энциклопедия
  2. джайнизм — Джайн/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Джайнизм — Одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхамана... Большая советская энциклопедия
  4. ДЖАЙНИЗМ — Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. е. опирающегося на ведийский канон, джайнизм — неортодоксальное учение. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  5. джайнизм — орф. джайнизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. джайнизм — ДЖАЙНИЗМ -а; м. Одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до нашей эры и сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм, запрещение убийства и причинения вреда любому живому существу. ◁ Джайнистский, -ая, -ое. Д-ие взгляды. Д-ая философия. Толковый словарь Кузнецова
  7. джайнизм — Одна из сект индуизма, возникшая в 7 – 6 вв. до хр. э. Названа по имени её полулегендарного основателя Джайны. Многие положения джайнизма легли в основу буддизма Большой словарь иностранных слов
  8. джайнизм — джайнизм м. Одна из религий Индии, основанная в VI в. до н.э., последователи которой отвергли авторитет Вед, кастовые различия, но, сохранив веру в перевоплощение душ, стремились к освобождению от перерождения в нирване нирвана 1. Толковый словарь Ефремовой
  9. Джайнизм — Одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее. Джайнизм возник на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской к Краткий религиозный словарь
  10. ДЖАЙНИЗМ — ДЖАЙНИЗМ — религия в Индии (ок. 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. до н. э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Большой энциклопедический словарь
  11. ДЖАЙНИЗМ — ДЖАЙНИЗМ (санскр. джина — победитель) — одна из древнейших религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. и сохранившаяся до наших дней, а также религиозно-философское учение. Иногда Д. как религию не правомерно называют сектой буддизма. Приверженцы... Новейший философский словарь