ДЕ РОБЕРТИ

ДЕ РОБЕРТИ Евгений Валентинович [13(25) декабря 1843, с. Казацкое Подольской губ, – 24 апреля (8 мая) 1915, д. Валентиновка Тверской губ.] – русско-французский социолог и философ. Предки Де Роберти – испанец Де Кастро де ла Серда и француз Де Роберти – поселились в России в 18 в.; образование получил в Московской гимназии, Александровском лицее, Гейдельбергском, Гиссенском и Йенском университетах; в Йене защитил докторскую диссертацию (1864); с 1887 подолгу жил за границей; в 1894–1907 профессор Нового Брюссельского университета; в 1908–15 профессор социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге. С 1914 совместно с М.М.Ковалевским [КОВАЛЕВСКИЙ] издавал сб. «Новые идеи в социологии». По своим общественно-политическим взглядам – представитель либерализма, участник земского движения, конституционалист; в нач. 20 в. примкнул к партии кадетов.

Опираясь на позитивную философию О.Конта, представлявшуюся ему, однако, недостаточно последовательной, разработал концепцию, получившую название «гиперпозитивизм», или робертизм. Гносеология выступает в ней частью социологии как основной науки о разуме. Этика, основывающаяся на «социологической теории познания», должна стать прикладной социологией действия. Свою «научную» философию отличал от науки и по объекту, и по методу; отказался от феноменализма и агностицизма Кон-та, сведя все трансцендентное к опыту, а непознаваемое к еще непознанному. Выдвинул идею четырех основных факторов социальной «надорганической» эволюции (наука, философия, искусство, практическое поведение, или труд). В нач. 20 в. Де Роберти солидаризировался с энергетическим объяснением общественного прогресса В.Оствальда. Позитивистская философская и особенно социологическая концепция Де Роберти вызвала отрицательный отклик среди философов народнического толка (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, В.В.Лесевич), но одобрительный в либеральных кругах (Ковалевский). Она оказала также влияние на французскую социологию 20 в.

Сочинения:

1. Политико-экономические этюды. СПб., 1869;

2. Наука и метафизика. Опыт новой постановки некоторых вопросов в области философии. – «Знание», 1875, № 5;

3. Социология. Основная задача ее и методологические особенности, место в ряду наук, разделение и связь с биологиею и психологиею. СПб., 1880;

4. Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли, т. 1–2. М., 1886;

5. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909;

6. Понятия разума и законы вселенной. СПб., 1914;

7. Auguste Comte et Herbert Spencer. Contribution a l'histoire des idées philosophiques aux 19e siècle. P., 1894;

8. Sociologie de l'action. La genèse sociale de la raison et les origines rationnelles de l'action. P., 1908.

Литература:

1. Ковалевский M. Предисловие к кн.: Де Роберти Е.В. Понятия разума и законы вселенной. СПб., 1914;

2. История философии в СССР, т. 3. М., 1968, с. 394–398, 400–402;

3. Там же, т. 4. М., 1971, с. 121;

4. Vérrier R. Roberty. Le positivisme russe et la fondation de la sociologie. P., 1934;

5. Walicki A. Rosyjska filozofia i myśl społeczna od oświecenia do marksizmu. Warsz., 1973; s. 528–534.

В.Ф.Пустарнаков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me