ГИЕРОКЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ГИЕРОКЛ (῾Ιεροκλη̂ς) Александрийский (4 в. н.э.) – представитель Александрийской школы [АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА] платонизма, ученик Плутарха Афинского. Как преподаватель платоновской философии толковал отдельные диалоги Платона (в частности, «Горгия», ср. Damasc. V.Isidori 54); сохранился комментарий Гиерокла к пифагорейским «Золотым стихам». Благодаря изложению и ряду эксцерптов у Фотия (cod. 214, 251) известен его трактат «О промысле и роке, а также о том, что наша воля соотносится с божественным водительством». За преподавание языческой философии был выслан из Александрии, но по возвращении продолжал свою педагогическую деятельность. В комментарии к «Золотым стихам», составленном с пропедевтическими целями и рассчитанном на неподготовленную аудиторию, Гиерокл в основном остается в рамках среднеплатонических доктрин: во главе универсума – ум-демиург; в сфере разумных существ выделяются боги, демоны, души; в мире действует промысл, рок и случай; человек состоит из тела и души, но у души есть собственный носитель, бессмертное светлое тело; добродетели делятся на практические и теоретические. Однако неоплатоническая проблематика Порфирия и послеямвлиховской традиции также была освоена и развита у Гиерокла. Как и у Порфирия, материя у Гиерокла – не самостоятельное начало, но создана демиургом (хотя и не во времени). В духе послеямвлиховского платонизма Гиерокл учил о порожденном демиургом и состоящем из разумной души и невещественного тела бессмертном существе, по подобию которого внутримировыми богами из неразумной души и смертного тела создан человек. В ряду практических, добродетелей Гиерокл помещал богослужебные (τὸ τελεστικόν), освобождающие душу от вещественных представлений (ὑλικὰς φαντασίας). Наряду с промыслом, роком и случаем он признавал свободу выбора и воли (τὸ ἐφʼ ἡμι̂ν), выдвигая при этом концепцию человеческой души как единственного разумного существа, способного по собственной воле меняться (становиться хуже), развитую впоследствии Дамаскием и воспринятую Симпликием.

Эти представления давали возможность совмещения неоплатонической доктрины с христианством. Учеником Гиерокла был Эней из Газы, «Теофраст» которого повлиял на Захария из Митилены (Захария Схоластика). Гиерокл оказал также значительное влияние на философию Возрождения.

Сочинения:

1. In Aureum pythagoreorum carmen commentarius, rec. F.G.Koehler. Stuttg., 1974;

2. в рус. пер.: «Золотые стихи» пифагорейцев с комментарием Гиерокла философа, пер. под ред. Г.В.Малеванского – «Вера и разум», 1897, № 16, с. 130–158; № 17, с. 177–206; № 18, с. 224–254; № 20, с. 335–360; № 23, 429–490;

3. Пифагорейские «Золотые стихи» с комментариями Гиерокла, пер. И.Петер. М., 1995.

Литература:

1. Kobusch Th. Studien zur Philosophie des Hierokles von Alexandrien. Münch., 1976;

2. Hadot I. Hiéroclés et Simplicius. P., 1979.

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me