ГВАРДИНИ

ГВАРДИНИ, Гуардини (Guardini) Романо (17 февраля 1885, Верона – 1 октября 1968, Мюнхен) – католический религиозный деятель и мыслитель, эссеист и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 принял немецкое гражданство. После занятий химией и политэкономией изучал теологию во Фрейбурге и Тюбингене, где испытал умеренное влияние католического модернизма (диссертация о Бонавентуре [БОНАВЕНТУРА], чья мистическая духовность и позднее оставалась Гвардини ближе, чем нормативная дидактичность томизма [ТОМИЗМ]). С 1910 священник. В 1923 в Берлинском университете (формально в Бреслау (Вроцлаве), чтобы не создавать проблем с протестантскими традициями Берлина) была создана кафедра «христианского мировоззрения и философии религии». В 1920-х гг. он становится ведущей фигурой т.н. Литургического движения («О духе литургии» – Vom Geist der Liturgie, 1918), направленного на повышение активного участия мирян в богослужении и развитие литургической эстетики (ср. у Флоренского [ФЛОРЕНСКИЙ], православного сверстника Гвардини, тезис о литургии как синтетическом произведении искусства). В этот период он пользуется влиянием как воспитатель и наставник молодой католической элиты в рамках молодежного движения «Quickborn» (нем. «Родник»). Опыт христианской интерпретации европейского культурного творчества от античной классики до Нового и Новейшего времени дан в работах Гвардини, посвященных Сократу, Данте, Паскалю («Christliches Bewußtsein. Versuch über Pascal», 1935), Гёльдерлину, Достоевскому («Religiöse Gestalten in Dostojewskijs Werk», 1933) и Рильке. При оценке этих работ необходимо иметь в виду их педагогическую задачу: Гвардини выступил здесь не как исследователь биографии и творчества этих фигур, но стремился сделать через них наглядными некие общие парадигмы понимания жизни, тяготея к непосредственному вчитыванию и вчувствованию в сами тексты без большого внимания к специальной литературе. Для него характерно стремление к осторожному, но последовательному интегрированию католическим вероучительным контекстом приемлемых для последнего аспектов той специфической культуры эстетизма, которая была разработана в начале 20 в. в символистских кругах (напр., в кружке Стефана Георге; можно вспомнить связь с русским символизмом того же Флоренского). В сходном педагогическом контексте стоят работы Гвардини, посвященные истолкованию новозаветных текстов, напр., «Господь» (Der Herr, 1937); это опыты чисто медитативной экзегезы, уже в силу жанра совершенно безразличные по отношению к т.н. библейской критике. Этот период деятельности Гвардини был прерван – в 1939 ему запретили преподавать и изгнали из академического мира. После войны он снова преподавал «христианское мировоззрение» в университетах Тюбингена, затем Мюнхена; его проповеди пользовались большим успехом у вернувшегося с войны поколения слушателей. Его важнейший труд послевоенного времени – «Конец Нового времени» (Ende der Neuzeit, 1950) продолжает характерные для посленицшевского дискурса начала 20 в. дискуссии о кризисе новоевропейского гуманизма. В конце жизни получил как оценку его антифашистской позиции премию мира немецкой книготорговли и премию Эразма Роттердамского; Павел VI предлагал ему кардинальский сан, которого престарелый Гвардини не принял. Его труды избегают академической тяжеловесности и выделяются старомодным, но живым изяществом эссеистической манеры; они, как правило, невелики по объему и обращены не столько к кругу коллег, сколько к «образованному читателю», что было исторически связано с выходом немецкого католицизма из культурной изоляции времени господства т.н. «культур-протестантизма», а также с веяниями, предшествовавшими Второму Ватиканскому собору.

Сочинения:

1. Vom Sinn der Kirche. Mainz, 1922;

2. Liturgische Bildung. Versuche, Burg Rothenfels, 1923;

3. Der Gegensatz. Versuche zu einer Philosophie des Lebendig-Konkreten. Mainz, 1925;

4. Wunder und Zeichen. Würzburg, 1959;

5. Werke. Mainz – Paderborn, 1990;

6. в рус. пер.: Конец Нового времени. – «ВФ», 1990, № 4;

7. О Церкви. М., 1995.

Литература:

1.  Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М, 1962, с. 104–08;

2. Аверинцев С.С. О книге Гвардини «Конец Нового времени», – В сб.: Современные концепции культурного процесса на Западе М., 1976;

3. Babolin A. Romano Guardini filosofo dell’alterità, v. 1–2. Bologna, 1968–69;

4. Merker H. Bibliographie R.Guardinis, Paderborn u.a., 1978;

5. Gerl Η.Β. R. Guardini. 1885–1968. Leben und Werk. Mainz, 1983.

С.С.Аверинцев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Гвардини — Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, — 1.10.1968, Мюнхен), религиозный деятель, философ-идеалист, писатель и публицист. По происхождению итальянец. Большая советская энциклопедия
  2. Гвардини — Гуардиии (Guardini) Романо (17 февраля 1885, Верона, — 1 октября 1968, Мюнхен) — католический религиозный деятель и мыслитель, эссеист и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 г. принял немецкое гражданство. Словарь по культурологии
  3. ГВАРДИНИ — ГВАРДИНИ (Гуардини) (Guardini) Романо (1885-1968) — немецкий католический деятель, религиозный философ, писатель и публицист. Выступал против нацистского антисемитизма ("Христианин перед лицом расизма", 1939). Работы о Сократе, Данте, Ф. Гельдерлине, Ф. М. Достоевском, Р. М. Рильке. Большой энциклопедический словарь
  4. ГВАРДИНИ — ГВАРДИНИ (Guardini) Романо (1885-1968) — немецкий философ и теолог итальянского происхождения. Изучал политические и естественные науки в Берлине, Мюнхене, Тюбингене, философию и теологию — во Фрейбурге и Тюбингене. Новейший философский словарь