ГАЛЕН

ГАЛЕН (Γαληνός) из Пергама (129 – ок. 210) – греческий ученый, врач и философ, в своих сочинениях давший синтетическое изложение всей античной медицины.

С 169 жил и работал в Риме при дворе императоров Марка Аврелия [МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН]и Луция Вера. Сохранился значительный корпус текстов Галена, включающий работы по практической медицине (диагностике, диететике, анатомии и др.), подробные комментарии на книги Гиппократовского корпуса и труды по прикладной философии («О мнениях Гиппократа и Платона», комментарий на «Тимея», «О том, что лучший врач в то же время – философ», «О наилучшем учении»). Комментарии Галена на Гиппократа завершают богатую экзегетическую традицию, у истоков которой стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н.э.). Т.к. тексты этой традиции практически полностью утрачены (кроме одного небольшого комментария Аполлона из Кития и толкового словаря Эроциана), Гален оказывается главным источником сведений о медицинских комментариях своих предшественников. Из трактата «О своих собственных сочинениях» известно, что всего им было составлено 17 комментариев на Гиппократа (сохранилось 11).

Гален получил хорошее гуманитарное образование, изучал грамматику, диалектику, философию, а также геометрию и арифметику. В Смирне слушал платоника Альбина, а ранее в Пергаме – некоего «ученика Гая», учился также у философа-перипатетика «ученика Аспасия», – так сформировался платонико-перипатетический каркас его философских взглядов. Философией он интересовался постольку, поскольку эти знания могли быть ему полезны как врачу – и в центре его внимания оказывается логика и психология. Дискуссии между различными медицинскими эллинистическими школами (эмпириками, методистами, рационалистами) во многом были философскими по содержанию и касались таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной практики, структура причинно-следственного объяснения. В трактате «О том, что лучший врач в то же время – философ» Гален говорит, что знание родов и видов болезней связано с изучением логики, которой врачи обычно пренебрегают (vol. I, p. 54.6–10 Kühn). Мысль о пользе философии для врача высказана и в «Протрептике». О серьезности логических занятий Галена говорит сохранившееся «Введение в диалектику» (лат. Institutio logica) (аутентичность его оспаривалась Прантлем), а также названия утерянных сочинений по логике, в т. ч. трактаты по теории силлогизма (De libris propriis, vol. 19, p. 43.9-45.10 Kühn); 4-я фигура силлогизма, названная именем Галена, восходит к Теофрасту и Евдему. В целом в логике Гален следовал Аристотелю и Теофрасту, что было характерно для современных ему философов-платоников (ср. Алкиной, Апулей); стоическую логику он критиковал, хотя и принимал учение Посидония об аналогическом силлогизме.

«О мнениях Гиппократа и Платона» (лат. сокр. De placitis), в 9 кн. – основное философское сочинение Галена, над которым он работал более 10 лет (между 162 и 176). Гален попытался показать согласие во взглядах Платона и Гиппократа по ряду проблем, касающихся «физики» живого организма. В кн. I–IV рассматриваются взгляды на природу сил, управляющих человеком и живыми существами, и обосновывается истинность взглядов Платона и Гиппократа, кн. V–IХ посвящены проблемам чувственного восприятия и методологии исследования. Трактат носит подчеркнуто полемический характер. Гален принимает платоновское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную, и в этой связи постоянно критикует монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной души и понимание «страстей» (патосов) как ошибок суждения. Стоики критикуются также за локализацию «ведущей способности» души, равно как и речевой и двигательной, в сердце, – по Галену, этот тезис не выдерживает критики, основанной на «анатомической очевидности», которая указывает на мозг. В качестве главного оппонента выступает Хрисипп, чей трактат «О душе» Гален часто цитирует, что является для нас важным источником знания о стоической философской психологии; имя стоика Посидония Гален приводит с симпатией, ибо тот принял платоническую трехчастную модель души.

Для Галена характерно сочетание монотеистических идей (отождествление бога с умом-нусом, в духе среднего платонизма [СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ]) с телеологическим принципом (особенно в «О назначении частей человеческого тела»): на основании изучения строения организма Гален приходит к выводу, что «ум-нус все распределяет и упорядочивает» (vol. 3, р. 469.11 Kühn), «творец-демиург ведет все возникающее к наилучшему виду» (470, 11–12), «во всем наш творец имеет в виду единую цель совершенства всех частей, выбор наилучшего» (476.8–10); принимая за образец платоновского демиурга, Гален принимает также аристотелевский принцип «природа ничего не делает напрасно». Он использует аристотелевское учение о причинах и вслед за средними платониками добавляет к четырем причинам пятую – инструментальную (δι’ οὗ).

В физиологии Гален вслед за Гиппократом был сторонником гуморальной теории, согласно которой основными составляющими организма человека являются кровь, слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых ассоциируется с парой фундаментальных противоположностей (по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным. Болезнь определяется как «повреждение естественных функций», она проистекает от избытка или недостатка четырех основных качеств – самих по себе или в сочетании. С именем Галена связано становление экспериментального метода в медицине (что в целом не было характерно для античного естествознания); эксперименты, в т.ч. по вивисекции живых животных, проводились им с целью опровержения стоических и аристотелевских представлений о физиологии организма, в частности, в ходе таких опытов была опровергнута традиционная точка зрения, полагавшая наличие крови исключительно в венах, а в артериях – пневмы (ибо при вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Однако для объяснения процесса дыхания Гален полагал наличие некоей пневмы, которая может смешиваться с кровью и соответственно трем частям души разделяется на три вида. Ряд опытов Гален провел для доказательства того, что центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге. Наряду с воздухо- и водолечением Гален придавал большое значение лекарственным препаратам (рецептам их посвящен отдельный трактат), составил также несколько описаний лечебных растений (травников), неоднократно переводившихся на латынь, арабский, сирийский и персидский языки. Понятие «галеновы препараты» существует в медицине до сих пор и означает препараты, полученные из растительного сырья путем особой технологии (настойки, экстракты и др.). О многих утраченных сочинениях Галена известно только по арабским, сирийским и латинским переводам. В Средние века, как на Востоке, так и на Западе, Гален оставался непререкаемым авторитетом в медицине, «королем анатомии», и представлял тот идеал, о котором говорил Гиппократ: «врач-философ подобен богу».

Сочинения:

1. Galeni Opera Omnia, ed. С.G.Kühn, Lpz., 1821–33;

2. Galeni Pergameni Opera Minora, eds. J.Marquardt, I. v. Müller, G.Helmreich. 3 vols. Lpz., 1884–93;

3. Galenus: De usu Partium, 2 vols., ed. G.Heimreich. Lpz., 1907–09;

4. Galeni De Placitis Hippocratiset Piatonis, ed. and comm. P.H.De Lacy, 3 vois. В., 1978–83;

5. Galens Kommentar zu Platons Timaios, hrsg. von С.J.Larrain. Stuttg., 1992;

6. Galen’s Institutio logica, transi., introd., comm. by J.S.Kieffer. Baltimore, 1964;

7. в рус. пер.: О назначении частей человеческого тела, пер. С.П.Кондратьева, ред. и вступит. ст. В.Н.Терновского и Б.Д.Петрова. М., 1971.

Литература:

1.  Ковнер С. История медицины, ч. 3. Киев, 1888;

2. Domini P.L. Galeo e la filosofia, ANRVVII, 36, 5, 1992, р. 3484–3504;

3. HüslerK. Galen und die Logik. – Ibid, p. 3523–3554;

4. Hankinson R.J. Galens philosophical eclecticism. – Ibid, p. 3505–3522;

5. Idem. Actions and Passions: Galen’s Anatomyofthe Soul. – Brunschwig J., Nussbaum M.С. (eds.) Passions and Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Cambr., 1993, p. 184–222;

6. Tieleman T. Galen and Chrysippus on the Soul: Argument and Refutation in the De Placitis Books II–III. Leiden, 1996;

7. Moraux P. Galien de Pergame. P., 1985;

8. Frede M. (ed.) Galen: Three Treatises on the Nature of Science. Indianapolis, 1985;

9. Nutton V. (ed.) Galen: Problemsand Prospects. L., 1981;

10. Todd R.B. Galenic medical ideas in the Greek Aristotelian commentators. – «Symbolae Osloensis», 1977, v. LII, p. 117–134;

11. De Lacy Ph. Galens Platonism. – «American Journal of Philology», 1972, 93, p. 27–32;

12. Sarton G. Galen of Pergamon. Kansas, 1954;

13. Kollech J., Nickel D. Bibliographie Galemiana. Die Beiträge des 20. Jahrunderts zur Galenforchung, ANRWII, 37, 2, 1994, p. 1351–1420; 2063–2070.

M.А.Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Гален — Клавдий (Claudius Galenus) [129, Пергам, — 201 (?), Рим], римский врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. В Пергаме изучал медицину и философию Платона, Аристотеля (См. Аристотель), стоиков, эпикурейцев. Большая советская энциклопедия
  2. Гален — Гален Орфографический словарь. Одно Н или два?
  3. Гален — • Galēnus, Γαληνός, Claudius врач, история жизни и образования которого известна нам из многочисленных намеков в его сочинениях. Он родился в 131 г. от Р. X. в Пергаме. Словарь классических древностей
  4. Гален — (Galenus) Клавдий (ок. 130—ок. 200), римский врач и естествоиспытатель. Автор более 400 научных трактатов по медицине, анатомии, физиологии и фармакологии. Развил многие положения Гиппократа. Биология. Современная энциклопедия
  5. ГАЛЕН — ГАЛЕН (Galen) (ок. 129 — ок. 199), греческий врач, чьи работы и записи легли в основу развития медицинской практики. Пытался систематизировать все, что на то время было известно в практической медицине... Научно-технический словарь
  6. Гален — Гален (Galenus) (около 130 — около 200), римский врач и естествоиспытатель. В классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма... Большая биографическая энциклопедия
  7. ГАЛЕН — ГАЛЕН (Galenus) (ок. 130 — ок. 200) — древнеримский врач. В классическом труде "О частях человеческого тела" дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Большой энциклопедический словарь