ВЫБОР

ВЫБОР (моральный) – самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий. В истории мысли высказывались два взгляда относительно предмета выбора. Согласно одному, человек может произвольно выбирать лишь поступки как средства достижения изначально заданной высшей цели (Аристотель, Августин, Локк). Идея выбора как выбора, средств к цели была сформулирована Аристотелем (EN. III, 4–6), который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. По Аристотелю, выбор: (а) сознателен, (б) противоположен влечению (влечение связано с удовольствием и страданием), (в) отличен от желания (желать можно и невозможного, желание направлено на цель), (г) направлен на то, что зависит от человека (предметом выбора не могут быть вечность, законы математики или правила грамматики, явления погоды, государственное устройство в чужой стране), (д) как сознательный выбор осуществляется относительно того, что известно человеку, (е) «добродетелью» является верность (должному). Выбор осуществляется относительно того, что зависит от человека, но не всегда бывает одинаково, «что происходит, как правило, определенным образом, но чей исход не ясен и в чем заключена неопределенность» (EN, 1112 b 1–10). Хотя предмет выбора тот же, что и предмет решения, выбор характеризуется тем, что его предмет «заранее строго определен» предшествующим поиском. Если Аристотель считал, что добродетель произвольна в той же самой степени, что и порок, и порочный так же самостоятелен, как и добродетельный – по крайней мере в поступках, если и не в целях, – то, по Августину, свобода выбора человека в отношении добра и зла различна: человек волен самостоятельно выбрать грех, выбор же блага зависит от Божьей благодати, поскольку добрая воля это дар, и, как всякий дар, она от Бога. Эта позиция утверждалась Августином в полемике с Пелагием (см. Пелагианство [ПЕЛАГИАНСТВО]), учившем, что предметом выбора человека являются в равной мере добро и зло. Согласно другому взгляду, собственно моральный смысл имеет лишь выбор высшей цели (Кант, Гегель, Сартр). Так, по Канту, нравственная задача человека состоит в конечном счете в выборе действия сообразного долгу – согласно категорическому императиву [КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ];выбор средств осуществления долга Кант относил к ведению моральной прагматики. По Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления (и наиболее простое выражение его свободы): осуществляя выбор, человек утверждает себя в качестве человека. Или когда Сартр говорит о выборе, то предметом его рассуждения является исключительно экзистенциальное самоопределение человека в отношении себя и человечества: каждым своим поступком человек утверждает образ совершенства; выбирая, человек выбирает благо, но он осуществляет свой выбор так, как если бы он выбирал благо для всего человечества, так что в выборе ответственность человека распространяется на все человечество. Свобода выбора заключается в том, что человек не просто выбирает мораль, удостоверяя тем самым свою моральную вменяемость, но ориентируется и действует в конкретных обстоятельствах сообразно этому выбору; выбирая добро, человек определяется в отношении зла. Вместе с тем, будучи включенным в общественные, групповые или межличностные отношения, человек оказывается субъектом различных, порой противоречащих друг другу и конфликтующих обязанностей; преодоление конфликта предполагает осознание последствий своих поступков и выбор наименьшего зла. Если выбор является моральным или внеморальным, то решение с точки зрения идеала [ИДЕАЛ]может быть добродетельным или порочным, справедливым или несправедливым, а с точки зрения обстоятельств – правильным или неправильным.

В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Выбор морального образа мысли и действия и отказ от пути приспособленчества, карьеры, корысти или страсти важен в качестве первого шага и постоянных его повторений перед лицом искушений. Однако собственно выбор не исчерпывается этим: он заключается в выборе между добром и злом. Трудность первого, или исходного, выбора обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает т.о., что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением: альтернативой добродетели не всегда оказывается порок, и реально человеку приходится выбирать между различными положительными ценностями: это решение в условиях выбора между большим и меньшим добром. Иными словами, указанием на то, что человек выбирает высшее, не разрешается собственно философская проблема выбора. На это указал Н.А.Бердяев, выявив действительную трагичность выбора не между добром и злом, божественным и дьявольским, а между двумя одинаково высокими и добрыми ценностями, т.е. внутри самого божественного. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. В случае, когда выбор ограничен отрицательными ценностями, выбор меньшего зла реально направлен на практическое ограничение зла в условиях невозможности его радикального предотвращения, однако последствия такого выбора (не как меньшего зла, а как зла) всегда неоднозначны.

Литература:

1. Гусейнов Α.Α., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987, с. 532–557;

2. Бердяев Н.А. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики). – В кн.: Он же. О назначении человека. М, 1993;

3. Сумерки богов. М., 1989, с. 323–325, 337–338.

См. также лит. к ст. Свобода воли [СВОБОДА ВОЛИ].

Р.Г.Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. выбор — -а, м. 1. Действие по глаг. выбрать—выбирать (в 1 знач.). Выбор профессии. Предложить на выбор. Взять без выбора. По моему выбору. □ От собственного почина солдата многое зависит в бою. Малый академический словарь
  2. ВЫБОР — ВЫБОР — англ. choice; нем. Wahl. Отдача предпочтения ч.-л. или к.-л. Социологический словарь
  3. ВЫБОР — Выборные дворяне, — в России в 16-17 вв. высший слой уездного дворянства. В. вырос на базе дворовых детей боярских, по с участием и городовых служилых людей. Впервые В. упоминается в Каширской десятне (1556). В 16 в. в состав... Советская историческая энциклопедия
  4. выбор — орф. выбор, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. Выбор — Или свобода выбора (Бхира) Философский термин, выражающий возможность человека выбирать по своему усмотрению образ жизни и поведения. Проблема СВ. является центральным вопросом в этических учениях. Энциклопедия иудаизма
  6. выбор — ВЫБОР - выбор места на поле (площадке). Важный индивидуальный тактический маневр в спортивных играх для получения мяча или шайбы в выгодном положении, для атаки ворот (корзины) соперника, отвлечения соперника и т. Словарь спортивных терминов
  7. выбор — • богатый ~ • большой ~ • огромный ~ • широкий ~ Словарь русской идиоматики
  8. выбор — ВЫБОР — разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив путем принятия на себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей. Исторически проблематика... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  9. выбор — Избрание, отбор, подбор, сортировка Половой отбор (подбор) Предоставлять на выбор, предоставлять одно из двух Колебаться между двумя альтернативами «Он должен был одно из двух... Словарь синонимов Абрамова
  10. выбор — Вы́/бор/. Морфемно-орфографический словарь
  11. выбор — сущ., м., употр. часто (нет) чего? выбора, чему? выбору, (вижу) что? выбор, чем? выбором, о чём? о выборе; мн. что? выборы, (нет) чего? выборов, чему? выборам, (вижу) что? выборы, чем? выборами, о чём? о выборах... Толковый словарь Дмитриева
  12. выбор — ВЫБОР -а; м. 1. к Выбрать (1-2 зн.). В. слов. В. цели. В. профессии. Свобода выбора. Право на в. Делать в. Продавать яблоки на в. (предоставляя возможность выбирать по своему вкусу). Взять кого-л. в помощники по своему выбору (усмотрению). Толковый словарь Кузнецова
  13. выбор — См.: 1. выбирать 2. выборка Толковый словарь Даля
  14. выбор — ВЫБОР, а, м. 1. см. выбрать. 2. То, из чего можно выбрать. Большой в. товаров. 3. О том, кто (или что) выбран (выбрано). Одобрить чей-н. в. • На выбор с возможностью выбрать по своему вкусу, усмотрению. Продавать яблоки на выбор. По выбору чьему по усмотрению. Взять помощников по своему выбору. Толковый словарь Ожегова
  15. выбор — В’ЫБОР, выбора, ·муж. 1. только ед. Действие по гл. выбирать в 1 ·знач. — выбрать. Сделать хороший выбор. Выбор помощника. Выбор пал на него. Право выбора. | То, что выбрано. Ваш выбор плох. | Возможность выбрать. У меня нет выбора. Толковый словарь Ушакова
  16. выбор — выбор м. 1. Процесс действия по гл. выбирать I, выбрать I 2. Результат такого действия; то, что выбрано. 3. То, из чего можно выбрать; ассортимент. Толковый словарь Ефремовой
  17. ВЫБОР — Одна из важнейших стадий процессов принятия экономических решений, заключающаяся в отборе одного из вариантов действий из набора возможных вариантов (альтернатив). Экономический словарь терминов