ВЕЩЬ

ВЕЩЬ – предмет, опосредованный человеческим трудом; в более общем смысле – любое нечто, самостоятельно существующее в пространстве-времени. Аристотель назвал так понимаемую вещь первой сущностью. Вещь, обозначаемая латинским термином «res», фигурировала в спорах средневековых номиналистов и платонистов. Философы, признающие реальность мира в целом, могут отрицать другие виды сущего (общие предметы, признаки, классы, бесконечности), но первую сущность не отрицает никто. Наряду с многозначным термином «вещь» используют и другие понятия: «предмет», «индивид», «конкрет», «партикуляр». Определить вещь-конкрет – значит прежде всего отличить ее от признака (абстракта, качества, характеристики). Аристотель предложил для решения этой задачи два критерия, остающиеся основными и сегодня: 1) вещь существует в пространстве-времени самостоятельно, признак – лишь в составе вещи; наделение признака самостоятельным существованием называется гипостазированиеми считается ошибкой всеми за исключением крайних платонистов; 2) признак характеризует вещь, придает ей определенность, обратное же невозможно – вещь не может быть признаком признака. Только после различения вещи и признака становится понятным спор между номиналистами, признающими реальность лишь индивидов, и платонистами, настаивающими на существовании и их признаков.

Вещь в самом общем смысле – любое нечто, все, что может быть названо, все, что может быть объектом мысли. Как самое общее философское понятие оно охватывает любые объекты мысли – и реальные, и воображаемые. Синонимом так понимаемой «вещи» считают «объект». Объектом обычно называют вещь, включенную в человеческую деятельность, актуально осваиваемую субъектом предметно – практически и познавательно. Термином «объект» чаще обозначают не реальный, а потенциальный референт познавательной и практической деятельности, т.е. по существу любое нечто.

Все эти значения вещи связаны между собой и, взятые вместе, создают целостную онтологическую структуру. Вещи-объекты делятся на вещи-конкреты и вещи-абстракты, а конкреты, в свою очередь, – на природные вещи (предметы) и вещи – продукты труда.

Г.Д.Левин

ВЕЩЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражалась термином «шай’» и служила в средневековой арабо-мусульманской философской и теоретической мысли наиболее общим выражением чего-либо, о чем может идти речь. Такое понимание вещи было высказано еще в каламе [КАЛАМ], где вещь определялась как «иное» (г̣айр), т.е. нечто, отличаемое от другого. Наиболее общей и универсально признаваемой характеристикой вещи служила «утвержденность» (с̄убӯт). В зависимости от того, отождествлялась ли утвержденность с существованием (вуджӯд) или нет (см. Утвержденность [УТВЕРЖДЕННОСТЬ], Существование), понимание вещи в разных направлениях могло сужаться до «существующего» или расширяться до «утвержденного». От шай’ было образовано абстрактное шай’иййа (вещность). В большинстве философских направлений (за исключением исмаилизма [ИСМАИЛИЗМ]и некоторых мутакаллимов) и в исламском вероучении Бог, или Первоначало, именуется вещью. Термин «вещь» употребим в отношении сенсибельного, интеллигибельного, духовного. Отрицанием вещи является лā-шай’ (ничто), а также (в исмаилизме) лайс. Мутакаллимы называли Бога вещью, за исключением Ибн Сафвāна, отождествлявшего вещь с «сотворенным» (мах̱лӯк), отличительная черта которого – обладание «подобием» (мас̱ал). В каламе было высказано мнение, что Бог – вещь, отличная от всех прочих вещей, что трактовалось как отличие божественных атрибутов от атрибутов иных вещей при их номинальном совпадении. Что касается вещей мира, то большинство мутакаллимов различали «сотворение» веши и саму вещь. Понятие «сотворенное» иногда трактовалось как «вещь и творение (х̱алк̣)». (‘Аббāд бен Сулаймāн). Некоторые мыслители (ан-Наз̣з̣āм, ал-Джуббā’ӣ) отождествляли вещь и творение, являющееся прямым «созданием» (таквӣн) вещи, а также волю Бога, являющуюся «произведением» (ӣджāд) вещи, и саму производимую вещь, отличая их от воли, выраженной в приказании о какой-то вещи, когда такое приказание обращено к людям в форме Закона и создает вещь опосредованно, в зависимости от действий людей (см. Воля [ВОЛЯ]). Было высказано мнение, что творение вещи – ее атрибут, который не является ни самой вещью, ни иным, нежели она (Хишāм бен ал-Х̣акам). В каламе наметилось отождествление понятия вещи с понятием «лик» (ваджх) и «он» (хува), что в дальнейшем получило развитие как сближение вещи и «оности» (хувиййа; см. Сущность). Те мутакаллимы, которые отождествляли вещь и «существующее», считали, что вещь может познаваться как вещь до своего существования, хотя в таком случае она получает только те характеристики, которые зависят от нее самой или уже существующих внешних причин (ал-Джуббā’ӣ).

В арабоязычном перипатетизме [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ]сохраняется понимание отличия начала вещей от самих вещей. Согласно Ибн Сӣне, Первое не имеет ничего общего с вещью, поскольку не подпадает ни под какой род, не имеет видового отличия, но отличается от всех вещей благодаря своей самости (з̱āт). В исмаилизме происходит разделение понятий «утвержденности» (отличаемой от «существования») и «оности», с одной стороны, и вещи – с другой: Бог, обладающий утвержденностью, не является вещью, божественная «оность» благодаря самой себе отлична от всех вешей, первой вещью (шай’) оказывается Первый Разум. Наряду с термином «шай’» ал-Кирмāнӣиспользует близкое «’айс» (нечто). В ишракизме [ИШРАКИЗМ]вещь восстанавливает статус универсального имени, и первым и наиболее общим делением вещей является деление на свет и не-свет. Ас-Сухравардӣ считает «вещность» (наряду с существованием, единством и т.п.) не отличимой от самости. Положение об однозначном отличии Бога от вещей мира снимается в суфизме [СУФИЗМ], где каждая вещь подобна любой другой, будучи способной воплотиться как любая другая благодаря своей неинаковости в отношении Бога.

А.В.Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. вещь — -и, род. мн. -ей, ж. 1. Всякий отдельный предмет (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т. п.). Вообще там денег тратить не любили, и, как бы ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием. Малый академический словарь
  2. ВЕЩЬ — ВЕЩЬ — англ. thing; нем. Ding. Целостная и относительно устойчивая часть объективной действительности, обладающая определенностью, выраженной в структурных, функциональных, качественных и количественных характеристиках. см. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ. Социологический словарь
  3. вещь — Событие, дело, вещь, имущество. Краткий церковнославянский словарь
  4. Вещь — I отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Большая советская энциклопедия
  5. вещь — орф. вещь, -и, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  6. Вещь — Вещь. Слова и выражения в художественном произведении обращены не только к действительности, но и к другим словам и выражениям, входящим в строй того же произведения. Правила и приемы их употребления и сочетания зависят от стиля произведения в целом. Историко-этимологический словарь
  7. вещь — Вещица, нечто, что-то, предмет, материя, материал, безделушка Он написал прекрасную вещь в порядке вещей, велика вещь, вещи, две разные вещи Словарь синонимов Абрамова
  8. вещь — Вещь/. Морфемно-орфографический словарь
  9. вещь — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? вещи, чему? вещи, (вижу) что? вещь, чем? вещью, о чём? о вещи; мн. что? вещи, (нет) чего? вещей, чему? вещам, (вижу) что? вещи, чем? вещами, о чём? о вещах продукт человеческого труда... Толковый словарь Дмитриева
  10. вещь — Заимств. из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. вешть (> вещь) — из *vektь, производного посредством суф. -ь от той же основы, что и др.-инд. vákti «говорить», лат. vox «слово, голос». Первоначальным значением, вероятно, было «названное». Этимологический словарь Шанского
  11. вещь — ВЕЩЬ -и; мн. род. -ей; ж. 1. Всякий предмет, изделие бытового обихода, личного пользования, трудовой деятельности и т.п. Тёплые, носильные вещи. Бьющаяся в. Собрать, уложить свои вещи. Сдать вещи в камеру хранения (о багаже). Толковый словарь Кузнецова
  12. вещь — ВЕЩЬ ж. веща арх. каз. умалит. вещица, вещичка; нечто, предмет, отдельная единица, всякая неодушевленная особь; в обширном смысле, все, что доступно чувствам. || Пожитки, движимое имущество, мн. вещи. Толковый словарь Даля
  13. вещь — ВЕЩЬ, и, мн. и, ей, ж. 1. Отдельный предмет, изделие. Антикварная в. 2. То, что принадлежит к личному движимому имуществу. Сдать вещи в багаж. 3. О произведении науки, искусства. Удачная в. Слабая в. 4. Нечто, обстоятельство, явление. Толковый словарь Ожегова
  14. вещь — ВЕЩЬ, вещи, мн. вещи, вещей, ·жен. 1. Неодушевленный предмет, принадлежащий к движимому имуществу. В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула. 2. только мн. Имущество, пожитки. Сосед забрал свои вещи и уехал из города. | ·чаще мн. Толковый словарь Ушакова
  15. вещь — вещь I ж. 1. Любой отдельный предмет, обычно являющийся продуктом трудовой деятельности человека. || Предмет бытового обихода, личного пользования (одежда, обувь, мебель, утварь и т.п.). 2. Явление действительности, событие, действие, обстоятельство. Толковый словарь Ефремовой
  16. ВЕЩЬ — ВЕЩЬ — в философии — предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. ВЕЩЬ — в гражданском праве — объект права собственности и иных вещных прав. Большой энциклопедический словарь
  17. Вещь — в культуре бытие вещи как феномена культуры. В. обладает актуальным бытием (В. существует), где актуальность понимается как в большей или меньшей степени продолжит. Словарь по культурологии
  18. вещь — (в праве) — предмет внешнего (материального) мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека, являющийся основным объектом в имущественном правоотношении. Финансовый словарь терминов
  19. вещь — Ж., заимств. из цслав., ср. ст.-слав. вѣшть πρᾶγμα (Клоц., Супр.), болг. вещ, чеш. věc, слвц. vec, польск. wiec, в.-луж. wjec, н.-луж. wjec. Из праслав. *vektь (или из *věktь, ср. чеш.). Исконнорусск. было бы *вечь. Родственно гот. waíhts ж. "вещь", д.-в. Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. вещь — В праве предмет внешнего (материального) мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека; основной объект имущественного правоотношения. в гражданском праве деньги и ценные бумаги также признаются в. Большой юридический словарь