ВЕЛТЕ

ВЕЛТЕ (Welte) Бернхардт (1906, Мескирх – 1983, Фрейбург в Бр.) – католический философ. Своими учителями считал Фому Аквинского, Гегеля и Хайдеггера. Велте был одним из вдохновителей диалога между католическими теологами и философами. Самые крупные его сочинения: «Философская вера Карла Ясперса и возможность ее интерпретации с позиций томистской философии», «По следам вечного. Философские работы по вопросам религии и философии» и «Понимание блага. Философское исследование некоторых предпосылок понимания христианства». Главная тема работ – легитимность, значение и границы философии для понимания веры, – тема, которую Велте разрабатывал в форме диалога с крупнейшими философами и теологами современности.

Велте определяет философию как понимание бытия, стимулируемое верой и существующее в качестве ее самостоятельной экспликации. Философия обслуживает теологию, находясь в ее пределах, ее функция – рационализация теологии. Но это служение является не навязанным извне, а внутренне свободным. Философия предстает в качестве религиозной философии тогда, когда она осознает, наконец, свою истинную природу и задачи, т.е. когда она приходит к пониманию религии как своего Другого. В таком случае философия приходит к признанию Откровения религии как своей предпосылки и одновременно – предмета «критического вопрошания». Вера не может быть выведена из философии, но философия открывает возможность человеческого понимания «истины веры» с помощью герменевтики.

Основные сочинения:

1. Auf der Spur des Ewigen. Philosophische Abhandlungen über verschiedene Gegenstände der Religion und der Theologie, 1965;

2. Heilsverständnis. Philosophische Untersuchung einiger Voraussetzungen zum Verständnis des Christentums, 1966;

3. Zeit und Geheimnis. Philosophische Abhandlungen zur Sache Gottes in der Zeit der Welt. 1975;

4. Religionsphilosophie, 1978.

Литература:

1. Casper В. (hrsg.). Die Angewiesenheit der Theologie auf das philosophische Fragen, 1982.

В.И.Гараджа

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me