ВЕБЕР А.

ВЕБЕР (Weber) Альфред (30 июля 1868, Эрфурт – 2 мая 1958, Гейдельберг) – немецкий философ, социолог, экономист. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899–1907). С 1907 до конца жизни – профессор кафедры экономики и социологии Гейдельбергского университета. В период пребывания у власти нацистов его преподавательская деятельность была прервана; продолжил работу в университете лишь после окончания 2-й мировой войны.

Вебер строит социально-философскую концепцию на противопоставлении цивилизации [ЦИВИЛИЗАЦИЯкультуры [КУЛЬТУРА], заимствованном у О. Шпенглера. Однако Вебер видит в цивилизации, культуре и обществе не сменяющие друг друга фазы в истории, а различные процессы. Процесс цивилизации как сфера рационального целеполагания в первую очередь представлен в развивающейся совокупности технических средств, с помощью которых общество и каждый индивид обеспечивают свое выживание и достигают господства над природой (наука, техника, социальные институты – государство, право, созданные для рациональной организации общества и способствующие его сохранению и безопасности его членов).

Движение культуры принципиально отличается от процесса цивилизации. Культуру он рассматривает как целостность, которой присущи расцвет и старение, параллелизм в судьбе, повторяющийся ритм в культурном творчестве и в смене художественных стилей. Культура замкнута в том историческом теле, в котором возникает. Она представляет собой душевную обусловленность ряда символов. Культурное творчество объективируется в художественном произведении и в идеях. Творчество культуры трагично по своей сути, поскольку объективное бытие культуры обладает своими законами и разрушительно относительно человека. Цели развития цивилизации и культуры противоположны. Процесс цивилизации связан с рационализацией всех сфер жизни и сознания. Культура не прогрессирует, а отображает абсолютное начало в душе, являясь смыслообразующей функцией исторических тел. Движение культуры создает множество различных миров, которые возникают и погибают вместе с историческими телами, неповторимы и уникальны в отличие от цивилизации. Вебер говорит о корреляции между культурой, цивилизацией и социальным движением. Поэтому он отвергает противопоставление методов естественных и социальных наук, характерное для неокантианства.

В работе «Третий или четвертый человек» (Der Dritte oder der Vierte Mensch: Vom Siun des geschichlichen Daseins, 1953) Вебер анализирует надвитальные (трансцендентальные) царства смыслов, которые оказывают воздействие на существование человека. Трансцендентность мыслится им как сфера действия невидимых духовных сил, пронизывающих все живое и становящихся имманентными в жизнедеятельности человека. К духовно-душевной трансцендентности он относит ценности, индивидуальное душевно-духовное ядро личности, свободу человека. Обратив внимание на формирование нового антропологического типа («четвертого человека»), в отличие от «третьего человека» – функционера западной цивилизации, Вебер дает анализ кризиса европейской культуры, ее антропологических оснований.

Сочинения:

1. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999;

2. Ueber den Standort der Industrien. Bd. I Reine Theorie des Standorts. Tüb., 1909;

3. Religion und Kultur. Münch., 1912;

4. De Krise des modernen Staatsgedanken in Europa. Hdeb., 1925;

5. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Leiden, 1935;

6. Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie. Hdlb., 1951.

Литература:

1. Eckert R. Kultur, Zivilisation und Gesellschaft: Die Geschichtstheorie A.Webers. Tüb., 1990;

2. Kruse V. Soziologie und «Gegenwartskrise». Wiesbaden, 1990.

Г.Б.Гутнер, А.П.Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me