БХУТЫ

БХУТЫ (санскр. bhūta – элемент) – в индийских философских системах элементы, стихии, составляющие материальную основу космоса. Традиционный список бхут включает пять «великих элементов» (махабхут) в порядке, соответствующем последовательности их космогенеза: акаша (эфир, пространство) – носитель звука, коррелирующий с органом слуха, ветер, коррелирующий с осязанием, огонь – с зрением, вода – с вкусом и земля – с обонянием. В санкхье бхуты, считающиеся «грубыми» материальными элементами, берут свое начало в соответствующих «тонких элементах» (танматры [ТАНМАТРЫ]).Их генезис определяется следующей схемой: каждый последующий элемент, «наследуя» качества предыдущих, прибавляет к ним свое специфическое качество. Напр., ветер, возникая из акаши, «наследует» ее качество звука и прибавляет свое качество тактильности, затем огонь, уже обладающий звуком и так-тильностью, становится также и видимым, в воде ко всему уже ранее имевшемуся прибавляется и вкус, в земле – осязание.

Вайшешики перечисляют бхуты в противоположном порядке, по принципу «от грубого к тонкому»: земля, вода, огонь, ветер и акаша, хотя схема распределения основных чувственных качеств остается той же. Особенностью вайшешики является наделение первых четырех бхут атомистической структурой, в то время как акаша трактуется как всепроникающая субстанция. Прашастапада [ПРАШАСТАПАДА]уточняет, что разнообразный цвет и вкус земли может меняться под воздействием огня. На ощупь она бывает твердой, мягкой и даже текучей (в результате примесей атомов воды, как, напр., растительное масло). Вода обладает белым цветом, сладким вкусом, вязкостью и прохладной температурой (в форме льда), огонь – белым и сияющим цветом, может быть твердым (напр., золото, в которое намешены атомы земли) и текучим (расплавленное золото). Поскольку в ранней вайшешике чувственная воспринимаемость бхут отождествляется только со зрением, «Вайшешика-сутры»доказывают существование ветра с помощью логического вывода, ссылаясь на такие косвенные признаки его присутствия, как шелест листьев, колыхание травы и т.п. Однако более поздние авторы, напр. Вьомашива [ВЬОМАШИВА], считают такое доказательство излишним, полагая, что сама осязаемость ветра является вполне достаточным доводом в пользу его существования.

Б.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БХУТЫ — (др.-инд. bhûta, букв. «бывший») в индуистской мифологии демонические существа, принадлежащие к свите Шивы (одно из имен Шивы — Бхутешвара, «Владыка Б.»); иногда идентифицируются с претами, духами умерших. Мифологическая энциклопедия
  2. БХУТЫ — 1) Злые духи, один из низших разрядов демонов. Б. упоминаются уже в упанишадах как вредоносные существа. Они насылают несчастья и болезни на людей, порчу — на скот, губят урожай и т. п. Особенно опасны... Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  3. бхуты — (Санскр.) Бхута: Духи, фантомы. Называть их "демонами", как это делают востоковеды, неправильно. Ибо, если, с одной стороны, бхута есть "злой дух, появляющийся на кладбищах, скрывающийся в деревьях... Теософский словарь
  4. БХУТЫ — БХУТЫ — в индуистской мифологии духи-оборотни, живущие на кладбищах. Сопровождают Шиву. Большой энциклопедический словарь