БЛЮМЕНБЕРГ

БЛЮМЕНБЕРГ (Blumenberg) Ханс (род. 1920) – немецкий философ, профессор университетов Гамбурга (1958–60), Гессена (1960–65), Бохума (1965–70) и Мюнстера (1970–85). Темой кандидатской диссертации (1947) Блюменберга была «проблема изначальности» (Ursprünglichkeit) в средневековой метафизике, темой докторской (1950) – «онтологическая дистанция» в феноменологии Гуссерля. Мышление развертывается не столько в понятиях, сколько в образах, метафорах. Отсюда обозначение собственного философского проекта Блюменберга в качестве «метафорологии», основные черты которой изложены в книге «Парадигмы метафорологии» (1960) и других работах. Философия Нового времени, несмотря на ее притязания на чисто понятийную рациональность, так же не свободна от метафор, как и предшествующая мысль. Исследование истории мышления вообще и истории философии в частности, взятое как исследование базовых для той или иной эпохи метафор, приобретает у Блюменберга не исторический (историко-философский), а собственно философский статус. Осмысленное представление о мире как о связном целом достигается именно благодаря метафорам. Последние никоим образом не являются предварительной ступенью к понятию (как полагают последователи гегелевской и кантианской традиций). Самый крупный из трудов Блюменберга – «Легитимность Нового времени» (Legitimität der Neuzeit, 1966–76). Здесь он выступает против рассмотрения Нового времени сквозь призму теории секуляризации. Новоевропейское сознание рождается из той же потребности в смысле и тех же «смысловых ожиданий», что и предшествовавшие ему эпохи; его радикализм в противопоставлении «просвещения» невежеству коренится в неспособности утвердить себя иначе как через отвержение претензий теологии на универсальность. Рациональность человеческого жизнеустроения никогда не бывает полной: никакое просвещение не в силах упразднить миф.

Другая фундаментальная книга Блюменберга – «Работа над мифом» (Arbeit am Mythos, 1979) – посвящена демонстрации неустранимости мифологических элементов из мышления. «Миф» всегда сопутствует «логосу», однако, предупреждая разум (логос) от впадения в самонадеянность, Блюменберг не питает иллюзий относительно возможности «ремифологизации» мира. Этот круг идей разрабатывается в его многочисленных работах. Самые заметные из них: «Генезис коперниканского мира» (1975), «Действительности, в которых мы живем» (1981), «Время жизни и время мира» (1985), «Читаемость мира» (1985), «Страсти по Матфею» (1988), «Выходы из пещеры» (1989).

Скрупулезность историко-философских и историко-культурных экскурсов Блюменберга сделали его одним из самых почитаемых авторов в немецкоязычной культуре.

Сочинения:

1. Selbsterhaltung und Beharrung. Zur Konstitution der neuzeitlichen Rationalität. Mainz, 1970;

2. Schiffbruch mit Zuschauer. Paradigma einer Daseinsmetapher, 1979;

3. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии. – «ВФ», 1993, № 10.

Литература:

1. Kirsch-Hcienerl J. Zeitgeist – Die Vermittlung des Geistes mit der Zeit. Eine wissenssoziologische Untersuchung zur Geschichtsphilosophie Hans Blumenbergs. Fr./M., 1988.

В.С.Малахов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me