АТОМИЗМ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

АТОМИЗМ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ был развит мутакаллимами и включал теорию строения вещества, пространства и времени. Большинство мутазилитов признавало, что деление тела имеет предел. Когда деление уничтожает всю «соединенность» (иджтимā‘) остается «неделимая частица» остается «неделимая частица» (джуз’ лā йатаджазза’). Мутазилиты, признававшие возможность отдельного существования атома, называли неделимую частицу также «одиночной субстанцией» (джавхар мунфарид). Было несколько мнений в вопросе о свойствах неделимой частицы. Одни мутазилиты считали, что она может существовать сама по себе (инфирāд) и принимать все акциденции, отождествляя ее с телом (джисм) и субстанцией (джавхар). Другие, допуская одиночное существование, не признавали наличия в ней трех измерений, чувственных качеств, жизни, способности к действию, знания, соглашаясь с возможностью движения, соприкосновения с шестью подобными частицами и соединения с ними, за счет чего образуется тело (ал-‘Аллāф). Нюансировкой этой позиции было признание цвета, вкуса, запаха (ал-Джуббā’ӣ) или отрицание возможности соприкосновения с более чем одной другой частицей (С̣āлих̣ К̣убба) и др. Многие мутазилиты отрицали возможность отдельного существования неделимой частицы и признавали его только за их определенным сочетанием, которое именовали «столп» (рукн). Это мнение было связано, как правило, с тем, что одиночная частица признавалась лишенной всех или части пространственных измерений и недоступной восприятию. Иногда (напр., у ‘Аббāда Ибн Сулаймāна) неделимая частица лишалась всех качеств, пространственных измерений и способности самостоятельного существования, превращаясь в чисто мыслительную конструкцию. Одни мутазилиты наименьшим сочетанием частиц считали две, полагая, что дальнейшее деление невозможно ни в бытии, ни в мысли. Другие, признавая возможность познания отдельной неделимой частицы и отрицая ее отдельное существование, считали столпом шесть частиц, расположенных попарно на трех пространственных осях; в таком случае столп, а не неделимая частица, становился непосредственным элементом для построения тела, причем и столп имел схожую с неделимой частицей природу, поскольку тело должно было состоять минимум из шести столпов (Хишāм ал-Фуват̣ийй). Имелось мнение, что наименьшим способным существовать сочетанием частиц является восемь, причем конфигурацией двух лишенных измерений частиц образована длина, двух пар – плоскость и двух четверок – трехмерный объем. При соединении бескачественных атомов они сами производят тот минимальный набор акциденций, который необходим для существования тела. Некоторые мутазилиты называли частицами цвет, вкус, жар, холод, жесткость, мягкость, считая, что наименьшее их число – десять и все вместе они составляют тело. Му‘аммар называл человека неделимой частицей.

Среди самих мутазилитов были противники тезиса о конечной делимости тел. Напр., ан-Наз̣з̣āмутверждал, что каждая частица может быть разделена пополам, и так до бесконечности. Некоторые выражали сомнение как в конечности, так и в бесконечности делимости тел. Мутакал-лимы не приняли решение перипатетиков, состоявшее в признании бесконечной потенциальной и конечной актуальной делимости тел.

Мутазилиты считали, что пространство строится «снизу вверх» и возникает как свойство вещества: либо шесть направлений признаются акциденцией частицы, либо бóльшие измерения возникают как конфигурация меньших, а носителем наименьшего пространственного измерения является атом. Из их теории движения следует, что пространство обладает дискретной природой: «перемещение» (интик̣āл) описывается как занимание телом двух разных «мест» (макāн) в ближайшие моменты времени. Атомарная теория времени описывала единичные моменты (вак̣т, вак̣т фард, замāн, замāн фард) как включающие два рядоположенных события: уничтожение какой-то вещи и ее новое возникновение. При рядопо-ложенности они не создают внутри атома времени длительности, которая возникает как их сочетание (см. Время [ВРЕМЯ]).

Арабоязычный перипатетизм [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ]активно выступал против атомистической теории мутакаллимов, противопоставляя ей теорию тела как оформленной материи, теорию пространства как возникновение меньших измерений в качестве предела бóльших и континуалистскую теорию времени. Не соглашался с атомистической теорией строения вещества и ас-Сухравардӣ, считавший невозможным ни мысленное, ни реальное существование одиночных атомов. Однако поскольку аргументы против атомизма исходили из представления о зримом существовании атомов в действительном пространстве, что не признавалось многими мутакал-лимами, эта критика реально не достигала своей цели.

Атомистическая теория времени была воспринята в суфизме [СУФИЗМ], где стала основой теории «нового творения».

А.В.Смирнов

Литература:

1. Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории. М., 1988;

2. Он же. Механика и античная атомистика. – В кн.: Механика в истории мировой культуры. М., 1993, с. 3–81;

3. Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала 19 в. М., 1965;

4. Lasswitz К. Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton, Bd. 1. Hamb. – Lpz., 1890;

5. Mabilleau L. Histoire de la philosophie atomistique. P., 1895;

6. Michel P.-H. L’atomisme de Giordano Bruno. – La science au 16 siècle. P., 1960;

7. Sorabji R. Time, Creation and the Continuum. L., 1983 (о спорах между атомистами и континуалистами с 5 в. до н.э. до 14 в. н.э.).

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me