АНВИТА-АБХИДХАНА

АНВИТА-АБХИДХАНА (санскр. anvitābhidhāna – выражение связанного) – индийская лингвофилософская доктрина, трактующая взаимоотношение смысла слов и предложения. Разработана в мимансе [МИМАНСА]. В отличие от абхихита-анваи (связывание выраженного), анвита-абхидхана не признает за изолированными словами собственных значений, подчеркивая, что предложение выражает (abhidhāna) значения слов, которые уже связаны (anvita) между собой отношениями взаимного ожидания (ākāṅks.a), смысловой (yogyatya) и временной согласованности (sammnidhi). Главным семантическим узлом предложения является глагол, обозначающий некое действие. Смысл предложения, согласно доктрине, заключен не в намерении говорящего, как считал Бхартрихари [БХАРТРИХАРИ], а во внешнем действии. Анвита-абхидхана, разрабатываемая школой Прабхакара Миштры, подчеркивала первостепенную важность контекста совершаемого действия для трактовки ведийских предписаний, ссылаясь, в частности, на практику освоения языка детьми (дети понимают смысл отдельных слов только из контекста фразы, обозначающей действие). Кроме Прабхакары и его учеников анвита-абхидхана нашла поддержку у Шаликанатхи (10 в.). См. также ст. Философия языка [ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА] (в Индии).

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me