АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 340, Трир – 4 апреля 397, Милан) – отец Церкви, христианский неоплатоник. Происходил из знатного рода (отец – префект в Галлии). В Риме получил хорошее литературное и юридическое образование и уже в молодости заявил о себе ораторскими способностями. В 370 назначается консуляром двух северных областей Италии, Эмилии и Лигурии, а в 374 становится миланским епископом. С этого времени главная его забота – защита интересов ортодоксальной христианской церкви от нападок еретиков и проведение религиозной политики, направленной на максимальную христианизацию имперских институтов: в 381 он выступает на церковном соборе в Аквилее против епископов-ариан, в 381 и 382 возглавляет соборы, осудившие аполлинаризм; проявляет себя умелым дипломатом, отстаивая интересы династии перед узурпатором Максимом в 383 и 386, а в 388 и 390 – в целях утверждения христианской морали – выступает с осуждением императора Феодосия. Амвросий знал греческую и латинскую философскую литературу, а также сочинения Филона Александрийского [ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ], Климента Александрийского, Оригена, Дидима, Василия Великого [ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ], других каппадокийцев, что несомненно повлияло на формирование его символически-аллегорического метода экзегетики. Сочинения этого рода написаны преимущественно в жанре гомилии. Самым известным из них считается комментарий на «Шестоднев» (Hexaemeron), вдохновленный Василием Великим. К другим сочинениям этого рода относятся: «О рае» (De paradiso), «О Каине и Авеле» (De Cain et Abel), «О Ное и ковчеге» (De Noe et area) и др. Немалая часть сочинений посвящена морально-практическим вопросам. Среди них особенно известен трактат «Об обязанностях священнослужителей» (De offieiis ministrorum); он написан под сильным влиянием этики Цицерона [ЦИЦЕРОН], что характерно для многих латинских сочинений патриотического периода. Среди сочинений догматического характера следует выделить «О вере к Грациану Августу» (De fide ad Gratianum Augustum). Амвросию принадлежат также многочисленные проповеди, письма, духовные гимны (он считается на Западе одним из создателей христианской гимнографии).

Амвросий известен как учитель Августина [АВГУСТИН], которого он познакомил с христианским неоплатонизмом (в его переводе Августин читал некоторые сочинения греческих неоплатоников).

Сочинения:

1. MPL, t. 14–17;

2. в рус. пер.: Об обязанностях священнослужителей, пер. Прохорова. Казань, 1908 (переизд. М. – Рига, 1995);

3. Творения по вопросу о браке и девстве. Казань, 1901;

4. Две книги о покаянии. М., 1901;

5. Две книги о покаянии и другие сочинения. М., 1997 (библиогр. с. 37–44).

Литература:

1. Адамов И.И. Учение Амвросия Медиоланского о Троице. М., 1910;

2. Dudden-Homes F. The Life and Times of St. Ambrose, 2 vol. Oxf, 1935;

3. Palanque J.R. Saint Ambroise et l’Empire Romain. P., 1933;

4. Courcelle P. Recherches sur les Confessions de St. Augustin. P., 1950;

5. Angela Paredi S. Ambrogio e la sua eta, 2 ed. 1960 (англ. пер. – Saint Ambrose: his Life and Times. 1964).

О.В.Голова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Амвросий Медиоланский — (Ambrosius Mediolanensis), Аврелий Амврóсий (Aurelius Ambrosius), св. — епископ Медиоланский, Учитель Церкви, один из четырех зап. Отцов Церкви, церковный и полит. деятель, богослов, писатель, гимнограф; род. в 339/340, ум. в 379, Медиолан (совр. Католическая энциклопедия
  2. Амвросий Медиоланский — (Ambrosius) (333/4 или 339/40, Августа Треверорум, совр. Трир, — 4. 4. 397, Медиолан, совр. Милан), представитель западной (латинской) патристики. Словарь по культурологии