АЛКМЕОН

АЛКМЕОН (’Aλκμαίων) из Кротона (акме ок. 500 до н.э.) – древнегреческий натурфилософ-пифагореец; принадлежал также к знаменитой кротонской школе врачей (ср. DK 19). Античная традиция о том, что Алкмеон был пифагорейцем, не раз оспаривалась, но без серьезных оснований. Аристотель, написавший трактат «Против Алкмеона», считал его младшим современником Пифагора [ПИФАГОР], но отличал его учение от «пифагорейской» таблицы 10 противоположностей (А 3), которая в действительности принадлежит Академии. Книга Алкмеона «О природе» посвящена трем пифагорейцам (В 1), а сам он фигурирует в списке пифагорейцев Аристоксена [АРИСТОКСЕН].

В пифагорейской и досократовской мысли в целом Алкмеон был основателем нового направления, ориентированного на проблемы устройства и жизнедеятельности человеческого организма (физиология, анатомия, эмбриология, психология). Идея качественных противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была перенесена с космоса на человека («большинство человеческих дел двоично», А 1) и стала основой учения о том, что «здоровье сохраняется при равновесии сил (ἰσονομία τῶν δυνάμεων) – влажного, сухого, холодного, горячего, горького, сладкого и других, – а господство (μοναρχία) одной из них вызывает болезнь» (В 4). Он учитывал также внешние факторы (свойства местности, воды и пр.) и в отличие от более поздних схем не фиксировал число противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс должна была рациональная диететика, которая стала основой пифагорейской медицины, а через авторов гиппократовского корпуса оказала мощное влияние на всю греческую медицину.

Будучи пионером анатомических исследований, Алкмеон обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). На этом открытии основан его гениальный вывод о том, что все органы чувств связаны с мозгом, который является центром сознания. Созданная им теория ощущений оставалась непревзойденной несколько столетий (А 5–9). Алкмеон считал, что душа бессмертна и, подобно небесным телам, находится в вечном круговом движении (А 12); связана ли эта идея с метемпсихозом [МЕТЕМПСИХОЗ], неясно. Вслед за Ксенофаном он настаивал на ограниченности человеческого познания: полная ясность доступна лишь богам, люди же могут судить на основании «свидетельств» (В 1). Алкмеон первым разделил мышление и ощущение; оба они свойственны людям, животным – только ощущения. Его эмбриологические взгляды более наивны: мужское семя происходит из головного мозга (ср. Гиппон [ГИППОН], который многое перенял у Алкмеона); зародыш – из соединения мужского и женского семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше (А 13–14).

Фрагменты и свидетельства:

1. DK I, 210–16;

2. Лебедев А В. Фрагменты, с. 267–273.

Литература:

1. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994;

2. Beare J. Greek Theories of Elementary Cognition from Alcmaeon to Aristotle. Oxf., 1906;

3. Lloyd G.E.R. Alcmaeon and the Early History of Dissection. – «Sudhoffs Archiv» 59, 1975, S. 113–147;

4. Longrigg J. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993.

См. также лит. к ст. Пифагореизм [ПИФАГОРЕИЗМ].

Л.Я.Жмудь

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АЛКМЕОН — (Άλκμαιων) в греческой мифологии сын Амфиарая и Эрифилы, предводитель похода эпигонов. Вынужденный принять участие в походе семерых против Фив из-за предательства подкупленной Полиником Эрифилы, Амфиарай, погибая, завещал... Мифологическая энциклопедия
  2. Алкмеон — • Alcmaeo (n), Ἀλκμαίων 1. сын Амфиарая и Ерифилы (Ноm. Od. 15, 248); отправляясь в поход на Фивы (см. Аmphiaraus, Амфиарай) и зная, что погибнет в этом походе, Амфиарай поручил своим еще малолетним сыновьям... Словарь классических древностей
  3. Алкмеон — (по-греч. Алкмаион) был сыном Амфиарая (см. это сл.) и Ерифилы (см. это сл.). Амфиарай убит по предопределению судьбы в походе против Фив, в котором он принял участие, будучи к тому склонен супругою;... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона