Potxakep (rothacker) Эрих

(1888-1965) — нем. философ, представитель культурно-антропологической ветви философской антропологии. Свою концепцию человека Р. разрабатывал под влиянием идеи исторической обусловленности познания и концепции "наук о духе" Дильтея. Р. стремился объяснить человека во всей целостности его существа, выдвинуть такую трактовку его природы, в которой эмпирическая предметность и духовная субъективность выступали бы в органическом единстве. Он не считал продуктивным ни чистый эмпиризм, ни чистый априоризм. Эмпиризм, согласно Р., в конечном итоге рассматривает человека лишь в качестве объекта, как вещь среди вещей, и упускает из виду его творческую природу, в то время как априоризм, акцентирующий творческую сущность человека, постоянно обнаруживает неспособность связать свои принципы с историей, с опытом, показать, как они возникают из самой жизни. Априоризм противопоставляет объективным порядкам и закономерностям лишь абсолютизированную субъективность: сознание, Я, душу, дух, разум. Задачу своей концепции Р. видит в том, чтобы преодолеть абсолютизацию как "предметности", так и духовности человека, представив последнего в качестве живой и творческой исторической личности. В работе "Слои личности" (1938) Р. развивал психологическую концепцию человека. Целостное существо личности, по Р., состоит из трех основных слоев: вегетативной и животной жизни человека, определенного влечениями и чувствами "Оно" и, наконец, мыслящего и самосознающего "Я". В этих взаимосвязанных, но не редуцируемых друг к другу слоях существуют те же закономерности, что и в соответствующих слоях бытия. В отличие от антропологии Гелена, в которой человек рассматривается и истолковывается главным образом на основе негативных характеристик его биологической неспециализированности, Р. основное внимание уделял позитивному определению свободы человека, его открытости миру и его деятельной активности. Человек у него выступает как творец и носитель культуры, а сама культура рассматривается как специфическая форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентирования в мире. Принимая общую для философской антропологии характеристику человека как существа, дистанцированно относящегося к внешнему миру и к самому себе, Р. не соглашается с положением о том, что человек в силу своей открытости миру не имеет окружающей среды. Эту проблему Р. решает на основе учения Икскюля об окружающей среде животного. Согласно Икскюлю, реальный мир существует для животного лишь в той части и в тех отношениях, свойствах и качествах, которые служат удовлетворению его врожденных потребностей. В соответствии с этим подходом, Р. констатирует различие конкретных исторических культур в рецептивном отношении, т.е. в соответствующей их измерениям избирательности. Подобно тому как физиологический порог сознания пропускает через себя лишь определенные возбуждения, так же и некий "культурный порог" пропускает через себя лишь то, что может иметь значение для собственного стиля жизни индивида. Животное имеет лишь окружающую среду, которую "выделяет" ему природа. Человек же имеет мир, который лишь тогда суживается им в результате его конституирующей деятельности до определенной "окружающей среды", когда из общего мирового целого вычленяются определенные "духовные ландшафты". Конституирование человеком жизненного мира культуры происходит, по Р., прежде всего благодаря языку, а также биологически и экзистенциально заинтересованному переживанию действительности. Б. Т. Григорьян Logik und Systematik der Geisteswissenschaften. Bonn, 1926; Geschichtsphilosophie. Bonn, 1934; Probleme der Kulturanthropologie. Bonn, 1948; Mensch und Geschichte. Bonn, 1950; Zur Genealogie des menschlichen Bewusstseins. Bonn, 1966; Philosophische Anthropologie. Bonn, 1966.

Источник: Философский словарь на Gufo.me