Pahep (rahner) Карл

(1904-1984) — нем. религиозный философ, теолог, один из крупнейших представителей неотомизма. Член ордена иезуитов (с 1922). Проф. Инсбрукского (1949-64), Мюнхенского (1964-67, 1971-84), Мюнстерского (1967-71) ун-тов. Участвовал в подготовке документов Второго Ватиканского собора, был членом папской теологической комиссии. Один из редакторов энциклопедии Lexikon fur Theologie und Kirche И международного журнала Concilium. P. — сторонник антропологической перестройки томистского учения. Основные положения томизма должны быть обоснованы, на его взгляд, сквозь призму анализа специфики человеческого бытия в мире. Создавая свой вариант трансцендентальной антропологии, Р. пытается соединить доктрину Аквината с воззрениями Августина, Бонавентуры, Игнатия Лойолы и одновременно использовать идеи Канта и Хайдеггера. Рассмотрение априорного строя сознания приводит Р. к выводу, что человек существует как "вопрос о бытии". Человек есть конечный дух, сопричастный божественному духу, "слушатель Слова божьего". Тотальность божественного бытия постигается человеком благодаря универсальным способностям "предвосхищения" и "предпонятия". Подчеркивая значимость культурно-исторического творчества, Р. усматривает его источник в "открытости" человека бытию, в постоянном самопревосхождении — "трансцендировании" по отношению к Богу. Обращаясь к проблемам философии истории, Р. утверждает, что пафос человеческих исканий смысла истории становится ясным через "горизонт" исторического существования человека. Отправляясь от представления об эсхатологическом финале индивидуальной жизни и истории, Р. критикует светские "идеологические" интерпретации социального развития и "внутримирские утопии" будущего. Geist in Welt. Munchen, 1957; Horer des Wortes. Freiburg, Breisgau, 1971; Zur Theologie der Zukunft. Munchen, 1971.

Источник: Философский словарь на Gufo.me