Otto (otto) Рудольф

(1869-1937) — нем. теолог-протестант, философ религии. Род. в г. Пейне, закончил Геттингенский ун-т, там же с 1897 начал читать лекции по теологии, защитил диссертацию "Дух и право в работах М. Лютера". В 1915 перешел на кафедру систематической теологии в Бреслау, в 1917 — в Марбург. С 1913 по 1918 был членом прусского парламента. Много путешествовал по Индии, Египту. Его исследования о Японии положили начало европейскому изучению дзен-буддизма. Собранная О. коллекция редкостей и предметов культа Стала основой Музея мировых религий в Марбурге. Его центральная работа "Священное" (1917) задумана в противовес двум направлениям рационалистической теологии — ортодоксальному супранатурализму, с одной стороны, и либеральной теологии, с другой. О. подчеркивал, что сущность религии состоит не в четко определенных догматических высказываниях о Боге и не в сведении Бога к этике, — все это попытки показать, что теизм можно рационально оправдать. В своей философии религии он не отрицал разумность религиозной точки зрения, но это, скорее, разумное признание встречи с той реальностью, которая по природе своей "сверхрациональна". В центре религии стоит опыт "священного" или "нуминозного". Этот опыт не может быть описан сам по себе, но только окольным путем, когда природа нуминозного отражается в уме через чувство, названное О. "mysterium tremendum" (чувство потрясающей тайны). "Священное" рассматривается им, с одной стороны, как априорная категория сознания, с другой стороны, в своих внешних проявлениях. Большинство людей обладает лишь предрасположенностью к познанию "священного" a priori. Более высокая ступень — религия "пророка", в которой Дух проявляет себя как возможность слышать "внутренний голос". Самая же высокая стадия — стадия откровения, где святость становится явленной. Этой ступени достигает только Иисус Христос. Внешнее проявление "священного" связано с историческим бытием религии. В области религиоведения О. занимался переводами ("Вишну-Нараяна", "Бхагавад-Гита"), исследованиями по истории религии — "Чувство потустороннего" (1932), "Царство Бога и Сына Божьего" (1934), "Западная и восточная мистика" (1926), "Религии благодати в Индии и христианство" (1930). О. разработал понятие "ось", вокруг которой вращаются соответствующие религии. Das Heilige. Uber das Rationale in der Idee des Gottlichen und sein Verhaltnis zum Rationalen. Masburg, 1917; West-Ostliche Mystik. В., 1926; The Philosophy of Religion. L., 1931. R.T. Davidson R. Otto&s Interpretation of Religion. Princeton, 1947.

Источник: Философский словарь на Gufo.me