Я

Фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация, в филогенетическом — совпадает с антропосоциогенезом. И если для архаических культур характерна неразвитость как социокультурного феномена (наиболее яркое проявление которой — неконституированность в соответствующем языке местоимения первого лица единственного числа: наличие нескольких неэквивалентных контекстно употребляемых терминов или его отсутствие вообще, как в древнекитайском языке вэньянь, носители которого обозначали себя именем конкретного социального статуса или выполняемой ситуативной роли), то в зрелых культурах феномен эксплицитно артикулируется и обретает приоритетный статус (англ. "I", пишущееся с большой буквы). Важнейшими вехами становления идеи и феномена явились в европейской культурной традиции космокритериальная трактовка человека в античной культуре ("человек есть мера всех вещей" по Протагору), остро персоналистическая артикуляция индивида в христианстве, антропоцентризм культуры Ренессанса, антиавторитаризм идеологии Реформации, личностный пафос романтизма, гуманизм новоевропейского Просвещения, оформление индивидуализма в рамках индустриальной модернизации. Однако центральным моментом в этом процессе выступает характерный для Европы христианский теизм с его напряженной артикуляцией личностного и индивидуального начала (индивидуальная душа как "образ и подобие" остро персонифицированного Бога, открытого для субъект-субъектного диалога). Экспликация эволюции содержания категории " фактически была бы изоморфна реконструкции историко-философской традиции в целом. В качестве основных масштабных векторов этого процесса могут быть обозначены экзистенциально-персоналистское и объективистски-социальное направления трактовки , в контексте оппозиции которых разворачивается классическая традиция интерпретации данной категории. Экзистенциально-персоналистское направление фокусирует внимание на внутреннем и, в первую очередь, духовном мире индивида: от древнеиндийского Атмана (санскр. "я-сам") до неклассических концепций в неофрейдизме (концепция "индивидуальной психологии" А.Адлера), экзистенциализме ("фундаментальный проект" индивидуального существования в философии Сартра), персонализме (личность как высшая ценность бытия "между Богом и миром") и др., что задает интроспекцию как основной метод изучения (Дильтей). Интегральной характеристикой концепций этого рода является рассмотрение как самодостаточного, трансцендентного по сути по отношению к другим и монологизирующего. Объективистски-социальное направление, напротив, ориентировано на трактовку в качестве элемента объективно сложившейся социальной системы: от наивного социального реализма античности до социологизма, мыслящего в качестве комбинации объективных социальных параметров ("зеркальное " у И.Кули и в интеракционизме Дж.Г.Мида, "личность как совокупность общественных отношений" у Маркса) или соответствующих тому или иному социальному статусу ролей (в социометрии Дж.Морено), что задает методологию дедуктивного и однозначного выведения индивидуального поступка из общих социальных условий (объяснение "социального социальным" у Э.Дюркгейма). мыслится в рамках этого направления как включенное в социальную структуру и взаимодействия внутри нее и, следовательно, диалогизирующее, однако, диалог в данном случае оказывается подмененным объективным функционально-формальным взаимодействием (интеракцией), конституируясь вне исконно-глубинной индивидуально-духовной сущности индивида. Противостояние этих подходов органично снимается в философии постмодерна, синтетически соединившей означенные антропологические парадигмы. (К транзитивным моделям , конституирующимся на стыке классической дуальности и неклассического синтетизма, относится теория социального сравнения и самовыражения .Д.Бема.) В рамках современной философии оформляется "философия диалога", исходящая из того, что ни объективизм, ни субъективизм не оказались способны исчерпывающе корректно осмыслить фундаментальные основания "личностного бытия", и стремящаяся отыскать эти основания в "феномене общения" (Левинас). В рамках хайдеггеровской аналитики "Вот-бытия" бытие как "бытие-в-мире" является принципиально коммуникативным по своей сути: "бытие-с" (со-бытие с Другим). В заданном контексте фигура Другого оказывается конституирующе значимой. Сам способ бытия индивида артикулируется Сартром как "быть видимым Другими" (ср. "Бытие и время" Хайдеггера и "Время и Другой" Левинаса). В целом не есть онтологическая (субстанциальная) данность, но конституируется лишь в качестве "отношения с Ты" (Бубер). По формулировке Сартра, "мне нужен другой, чтобы целостно постичь все структуры своего бытия", т.е. индивидуальное бытие как бытие "в своем бытии содержит бытие другого", и в этом отношении "бытие-с-Пьером" или "бытие-с-Анной" является, по Сартру, "конститутивной структурой моего конкретного бытия", и при этом "мое бытие-для-другого, т.е. мое -объект не есть образ, отрезанный от меня и произрастающий в чужом сознании: это вполне реальное бытие, мое бытие как условие моей самости перед лицом другого и самости другого перед лицом меня". Именно "опыт Ты" как последовательное восхождение к открытости общения вплоть до признания Другого равным участником диалога и как основа "открытости и свободного перетекания в Ты" (Гадамер) является основополагающим для становления подлинного . Таким образом, "кто-нибудь, говорящий ", направляется к другому человеку" (Левинас). В этом контексте важно, что коммуникация несводима к информационному обмену, — она может и должна быть истолкована как экзистенциально значимая, ибо "является одновременно процессом достижения согласия" (Апель), а "духовная реальность языка есть реальность духа, которая объединяет "и Ты" (Гадамер). И если для философской классики типична характеристика индивидуального сознания через его интенциональность как направленность на объект, то для философии второй половины 20 в. центральной становится его характеристика через стремление к другому как фундаментальное "Метафизическое Желание" (Левинас), воплощенное даже в векторности речевой практики ("говорить — это значит говорить кому-нибудь" у Гадамера) и внутренней структуре языка (Левинас о "звательном падеже" как репрезентации "Метафизического Желания"). Именно "опыт Ты" задает возможность выхода индивидуальности за пределы собственного существования (трансценденция за пределы экзистенции), организует процесс интериоризации феномена "мы" и формирования на этой основе как "личности и человечности" ("иначе, чем быть"), так и рефлексивного "распознавания Самости" (Левинас). Рефлексия как основа и исток самотождественности личности (ее самость) "происходит из интериорного измерения": "в бытии того же самого, — в бытии себя самого, в отождествлении интериорного мира" (Левинас). И на самом дне Другого — как финал и результат коммуникации — субъект обретает самого себя, "игра речей и ответов доигрывается во внутренней беседе души с самой собой" (Гадамер), — коммуникация конституируется как рефлексивная: "двойником... является моя самость, которая покидает меня как удвоение другого" (Делез). Но и сам Другой конституируется в этом контексте как собственное бессознательное, понятое как "голос Другого" (Лакан), артикулирующийся "через конституирование самим " (Делез). Многократное зеркальное удвоение этой обоюдности задает ситуацию тотального квазидиалога, в котором находят свое разрешение и говорение бытия (как бытия Других) устами , и взаиморезонирующее конституирование параллельных , каждое из которых возможно лишь как оборотная сторона возможности быть Другим для другого . Таким образом, атрибутивной и фундаментально конституирующей характеристикой выступает его самовыстраивание в контексте оппозиционного отношения с не-: объектом (природным "оно") или объективированной социальной средой в классической философии, зиждящейся на рефлексивном осмыслении субъект-объектной процедуры, и бытием Другого в постмодернизме, несущей семантической структурой которого выступает процедура субъект-субъектного отношения.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Я — I тридцать третья и последняя буква русского алфавита. До реформы русского алфавита (1917—18) за буквой «Я» следовали ещё « » («фита») и («ижица»). В кириллице (См. Большая советская энциклопедия
  2. я — 1) нескл., ср. Название тридцать третьей, последней буквы русского алфавита. ◊ - от а до я 2) меня, мне, меня, мной и мною, обо мне, мест. личн. 1 л. ед. ч. 1. Употребляется для обозначения говорящим самого себя. — Как мне быть? ведь я невеста. Малый академический словарь
  3. Я — Я (ОБРАЗ "Я") — snTJLself (self-concept): нем. "Ich". Самость, интегральная целостность, подлинность индивида, его тождественность самому себе, на основании к-рой он отличает себя от внешнего мира и др. людей. Социологический словарь
  4. Я — Я – непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни. Я воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания. Новая философская энциклопедия
  5. я — орф. я1, меня, мне, мной, обо мне, местоим. я2, нескл., с. (осознаваемая человеком собственная личность, индивидуальность, также филос.; название буквы) Орфографический словарь Лопатина
  6. я — Я, мен/я́, мн/е, мн/ой и мн/о́ю, обо мн/е́. Морфемно-орфографический словарь
  7. я — Древнерусское – язъ. Старославянское – азъ. Общеславянское – jazъ. Индоевропейское – eg(h)om (мое бытие). Древнерусское «я» впервые появилось в «Повести временных лет», затем в некоторых других летописях и грамотах. Этимологический словарь Семёнова
  8. я — (< кириллич. Z юс малый). 33-я, последняя буква русского алфавита. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. я — Не я буду, если... — я не оправдаю своего характера, себя, своих привычек, если... ► Не я буду, если я не добьюсь своего. Я тебе дам! (простореч. фам.) — выражение угрозы. ► Я те дам яблоки воровать! Я тебе (те, вам; разг. Фразеологический словарь Волковой
  10. я — Их. Краткий церковнославянский словарь
  11. я — Я — непосредственно данная индивиду целостность его жизни. Я воспринимает себя как центр сознания, как то, кому принадлежат мысли, желания, переживания индивидуального субъекта. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  12. я — Аз, мы Аз многогрешный «Нет на свете человека менее оригинального, чем ваш покорнейший слуга» Тургенев Пишущий эти строки встретил однажды… Словарь синонимов Абрамова
  13. я — местоимение, употр. наиб. часто (нет) чего? меня, чему? мне, (вижу) что? меня, чем? мной, о чём? (обо) мне 1. Автор речи ссылается на самого себя при помощи местоимения я. Хватит тебе хвастаться: «Я! Я!». «Я» — последняя буква в алфавите!... Толковый словарь Дмитриева
  14. я — (местоимение). Общеслав. Возникло из яз, представляющего собой йотированную форму азъ, см. а (1) (буква). Слово носит индоевропейский характер. Ср. латыш. es, арм. es, англ. I и т. д. Первоначальное азъ изменилось в я по аналогии с односложными ты, вы. Этимологический словарь Шанского
  15. Я — Я — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Становление Я в онтогенетическом плане понимается в философии как социализация... Новейший философский словарь
  16. я — Я 1. Я, [йа], неизм. 1. ж. и ср. Тридцать третья, последняя буква русского алфавита, обозначающая гласный звук [а] после мягких согласных. Прописная Я. Строчное я. Толковый словарь Кузнецова
  17. я — Я (Евр.) Как утверждается в "Зохаре" — слово, с помощью которого Элохимы образовали миры. Слог этот есть народная переработка и одна из многих форм "тайного имени" Иао. (См. "Иахо" и "Яхо".) Теософский словарь
  18. Я — Я — последняя, тридцать третья буква русского алфавита; восходит к юсу малому ¤ (см. Юсы). Большой энциклопедический словарь
  19. я — I тридцать третья буква др.-русск. алфавита, первонач. писавшаяся как ɪа; то же самое сочетание звуков в др.-русск. обозначалось с помощью ѧ, первонач. – знак для носового гласного ę, который уже в Х в. совпал фонетически с ᾽а. Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. я — я I нескл. ср. 1. Употребляется при обозначении сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире как личности. 2. Употребляется при противопоставлении человека окружающей среде. Толковый словарь Ефремовой
  21. я — нескл., ср. название буквы "я", неточное обиходное название звука "а" с предшествующей мягкостью согласного или с йотацией ·и·др. значения; ·срн. а1. II. Я, меня, мне, меня, мною и мной, обо мне, мест. личное 1 лица ед. Толковый словарь Ушакова
  22. я — 1. Я, двугласная буква йа, в русской азбуке 33-я, в церковной 38-я. Не может следовать за г, к, ж, ч, ш, щ, хотя в рязанском говоре иногда так произносится. 2. Я местоимение личное первого лица един. ч., во мн. Толковый словарь Даля
  23. я — Я, меня, мне, меня, мной(ю), обо мне, мест. личн. 1. л. ед. ч. 1. Служит для обозначения говорящим самого себя. Я мыслю, следовательно, существую. Если не я, то кто же? (говорится в знач. это мой долг, я должен действовать; высок.). Толковый словарь Ожегова