Цель Жизни

Филос. нравств. проблема, от решения к-ррй зависит поведение человека, его жизн. позиция. Понятие Ц. ж., тесно связанное с пониманием смысла жизни, характеризует человека как обществ, существо, развившее в своей трудовой деятельности способность сознат. целеполагания. В эксплуатат. об-ве религия компенсирует несбыточность надежд и жизн. целей подавляющего большинства людей тем, что выносит Ц. ж. за пределы реальной жизни человека и истории, пропрведуя учение о транс-цендент. характере Ц. ж. Христианство, напр., объявляет Ц. ж. человека спасение, а средством ее достижения — служение богу, смирение и послушание. Ср.-век. теологи колебались между доктриной о полном подчинении средств цели и концепцией, придающей средствам самостоят, этич. значение. Первая провозглашала безразличие цели к средствам, ставила всю совокупность человеч. поступков в зависимость от трансцендент. Ц. ж. Вторая абсолютизировала средства, отделяя их от реальных личных и обществ, целей человека, признавая позволительными только нек-рые из них и приписывая им статус святости, тогда как другие рассматривались как греховные или безразличные. Оба эти учения фантастически отражают соц. несвободу, формируют жизн. позицию, потворствующую соц. злу. Метафизич. односторонность, абсолютизация роли цели или средств порождаются в религ. концепциях фантастич. пониманием Ц. ж-, ее трансцендентностью. Однако деятельность человека не является порывом к внеисторич. эсхатологич. целям. Высш. цели, к к-рым стремится человек, являются отражением тенденций обществ. развития, порождены объективным миром, историей. Каждая историч. эпоха ставит перед людьми реальные Ц. ж., соответствующие уровню и потребностям соц. развития. Критерием решения вопроса о Ц. ж. человека с т. зр. марксист, этики является обществ. прогресс, созидание коммунистич. общества, в к-ром «человек — высшее существо для человека» (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422).

Источник: Философский словарь на Gufo.me