Хоркхаймер (horkheimer) Макс

(1895-1973) — нем. социолог, философ, один из основателей Франкфуртской школы. Согласно Х., философия в XX в., должна помочь индивиду выстоять под натиском тотальности, уклониться от тех форм организации, которые навязываются авторитарными режимами. При этом X. решительно отвергает концепцию революционного вмешательства. Все виды практики в тотально интегрированном обществе характеризуются иррациональностью; единственным неотчужденным видом труда остается критическое мышление, которое не просто воздействует на политическую жизнь, но само является по преимуществу политикой. Не-тождественность между всеобщим и особенным может осуществиться первоначально именно в критической теории, пробивающей брешь в "универсальной связи ослепления". Критическая теория должна стать адекватной современности философией. В философской эволюции X. можно выделить три этапа. Первый связан с формированием критической теории в традиции неомарксизма, второй — с отдалением от марксизма и совместной с Адорно работой над "Диалектикой просвещения", третий — с разработкой "негативной теологии" и возвращением к приватным опытам. Наиболее сильное влияние на творчество X. первого периода оказали учения А. Шопенгауэра и К. Маркса. Духовное развитие X. в то время определялось общением с молодыми интеллектуалами, группировавшимися вокруг возглавлявшегося им Франкфуртского института социальных исследований (Маркузе, Ф. Поллок, Фромм, Адорно и др.). X. ставит в начале 30-х годов задачу разработки теории общественного процесса современной эпохи с целью определения возможностей "праведной жизни" на основе анализа экономических структур и культурных феноменов. Наиболее значительное сочинение тех лет — статья "ТРАДИЦИОННАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" (1937). В отличие от науки философия не имеет точного ориентира и масштаба, задаваемого существующим обществом. Ее роль заключается в противостоянии наличному, в новом прочтении привычного, традиционного. Осознание общественной функции философии означает, что сама философия должна быть модифицирована: теория, конструирующая образ целого, не может сохранять форму системы уже потому, что само это целое находится в процессе постоянного изменения. Второй период творчества X. связан с эмиграцией Франкфуртской школы из нацистской Германии в США. В эмиграции критический настрой теоретиков школы значительно радикализовался. Марксистский анализ, акцентирующий политико-экономические механизмы господства, был признан малоэффективным для объяснения современного "прогресса". В совместном с Адорно программном труде "ДИАЛЕКТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ" (1947) X. осуществляет принципиально иную мыслительную операцию: анализ внеэкономических, метафизических структур власти, начиная с подчинения внешней природы и кончая формированием буржуазной "самости" как субъекта власти. Господство выражается через тождественность, которая является характерной чертой всей западной культуры — от олимпийской мифологии до культурной индустрии. Третий период в творчестве X. наименее изучен. В своем духовном завещании "ЗАМЕТКИ С 1950 ПО 1969 И СУМЕРКИ" (1974) он не просто воспроизводит пессимистические мотивы философии Шопенгауэра. Не народы и классы, а индивиды составляют конкретную историческую реальность. Они могут объединяться, но только из чувства солидарности — все они должны страдать, они умирают, они есть конечные сущности. Эту солидарность поддерживает надежда, что наше существование в этом мире — не последнее и абсолютное, что свершится справедливость и убийца не будет больше справлять торжество над жертвой. Смысл негативной теологии заключается в утверждении, что Абсолют не познается позитивно, но присутствует в нашем страстном желании. (совместно с Т.Адорно) Диалектика просвещения. М., 1997; The Eclipse of Reason. N.Y., 1947; Dialektik der Aufklarung (mit Th. Adorno). Amsterdam, 1948; Sociologica. 2 Bde. (mit Th. Adorno). Fr./M., 1962; Kritische Theorie. Bde. 1-2. Fr./M., 1968.

Источник: Философский словарь на Gufo.me