Хайек (hayek) Фридрих Август Фон

(1899-1988) — австро-англ. экономист, автор многочисленных работ по политической философии, истории идей, эпистемологии и методологии экономического знания. Лауреат Нобелевской премии по экономике (1974). Род. в Вене, изучал юриспруденцию и экономику в Венском ун-те. Учеба X. пришлась на время расцвета австрийской экономической школы, среди своих учителей он выделял Ф. фон Визера и Мизеса. После окончания учебы некоторое время состоял на государственной службе. В 1927 совместно с Мизесом основал Австрийский институт экономических исследований. В 1931 эмигрировал в Англию, преподавал в Лондонской школе экономики, с 1950 — проф. Чикагского ун-та, в 1962 вернулся в Европу, преподавал в Ун-тах ФРГ и Австрии. X. был лидирующей фигурой неоавстрийской экономической школы; в области экономических исследований его главные интересы относились к проблемам экономических циклов, теории денег и капитала. В 1930 он вел полемику по этим проблемам с господствовавшей в то время теорией Кейнса. В отличие от последнего X. всегда был противником государственного регулирования экономики (он даже полагал, что государство должно отказаться от регулирования эмиссии и обращения денег и разработал концепцию "денационализации денег") и считал рынок и конкуренцию наиболее совершенным механизмом координации хозяйственной деятельности. В годы войны X. опубликовал "Дорогу к рабству" (1944), один из самых знаменитых манифестов XX века в защиту свободного общества. Кн. многократно переиздавалась и была переведена на многие языки. В ней X. показывает, как следование коллективистским, социалистическим идеям, стремление планировать экономическую и социальную жизнь приводит к тоталитаризму. Альтернативой коллективистским и тоталитаристским тенденциям он считал восстановление и развитие программы либерализма, восходящего к идеям классического либерализма британского типа. Вовлеченный в дискуссии после выхода книги, X. в послевоенные годы стал уделять политической философии и философии экономики не меньше внимания, чем конкретным экономическим исследованиям. Систематической разработке различных аспектов философии либерализма посвящены его труды "Индивидуализм и экономический порядок" (1948), "Составляющие свободы" (1960) и трехтомная работа "Право, законодательство и свобода" (1973-79). Из работ X. по истории идей наиболее важна "Контр-революция в науке" (1948). Этим названием он обозначает комплекс социально-конструктивистских и холистских идей, имевших пагубные последствия для понимания проблемы свободы человека и природы общества. Их истоки X. возводит к Сен-Симону и его ученикам по парижской Политехнической школе. Из этого круга пошли представления о возможности построения общества по заранее разработанному рациональному плану и последующего контроля за ходом его развития. Наиболее известные представители этих идей в XIX в., Конт и Маркс, по X., стояли у начала тоталитарных идеологий, появившихся в XX в. С 1950-х годов X. развивает комплексную концепцию, в которой соединяются социально-политическая философия либерализма, своеобразная теория рынка, эпистемология и методология экономического знания. В своих построениях он опирался на идеи Юма, Канта, Милля, Витгенштейна, а также Поппера и Полани, с которыми его связывала многолетняя дружба. Наиболее оригинальными элементами этой концепции были теория общества как спонтанно складывающегося "расширенного порядка", понятие "рассеянное знание" и трактовка рынка как информационного механизма. X. противопоставляет рационалистически-конструктивистскому взгляду на общество представление о том, что оно суть совокупность социальных институтов, практик и моральных традиций, складывающихся в спонтанных, не планируемых действиях людей. "Расширенный порядок" социальной жизни не является продуктом чьего-либо разума, он — результат стихийной эволюции и не может быть охвачен какой-либо рациональной схемой или планом. И вместе с тем он более эффективен и универсален, чем любая сознательно создаваемая социальная система. Особое место в этом расширенном порядке человеческого существования занимает рынок. Его X. рассматривает как наиболее адекватный механизм координации действий миллионов людей, вовлеченных в хозяйственную жизнь, и одновременно как инструмент обмена знаниями. Каждый участник хозяйственной деятельности в своих действиях и решениях использует разрозненные, фрагментарные, весьма индивидуальные и конкретные сведения экономического характера. Именно эту распыленную по множеству индивидов информацию X. называет "рассеянным знанием", причем рассеянность этого знания представляет собой его сущностную характеристику, и его невозможно собрать вместе и вручить властям, вменив им в обязанность создание "продуманного порядка". Наибольших успехов достигает та система, которая наиболее полно использует эти рассеянные в обществе знания. Именно в использовании рассеянных знаний и состоит главное преимущество рыночной экономики перед другими способами координации хозяйственной деятельности. Рынок координирует действия участников путем выработки соответствующих сигналов — рыночных цен, которые и сообщают агентам нужную им для принятия решений информацию. Другим важным инструментом рынка является конкуренция, которая также является своеобразным когнитивным механизмом: отбирая лучшие индивидуальные решения участников, она является для общества в целом процедурой открытия нового. X. столь высоко оценивает этот механизм, что проводит далеко идущую аналогию между рыночной конкуренцией и процессом научного открытия. Опираясь на эти идеи, X. трактует экономическую науку как "метатеорию" — теорию о теориях, создаваемых людьми для уяснения того, как наиболее эффективно могут использоваться ограниченные ресурсы и средства для достижения экономических целей. Учитывая это, от экономических теорий нельзя ждать столь же точных объяснений и предсказаний, какие дают физические науки. Однако, считает X., построенные на эволюционистских идеях экономические концепции допускают фальсификацию и, следовательно, обладают эмлирической значимостью для объяснения "существенно сложных экономических феноменов". И. В. Филатов Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 12; Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990, № 10-12; Пагубная самонадеянность. М., 1992; Частные деньги. М., 1996; The Constitution of Liberty. L., 1960; Studies in Philosophy, Politics and Economics. L., 1967; New Studies in Philosophy. Politics, Economics and the History of Ideas L., 1978.

Источник: Философский словарь на Gufo.me