Самодвижение

Движение, имеющее источник, причину в самой движущейся вещи. Концепция С.. противостоит концепции “внешнего толчка”, как якобы единственной причины происходящих в природе изменений. В истории философии возникновение и формирование категории С. было связано, во-первых, с постановкой вопроса о “начале” мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых, с трудностями объяснения реальных процессов развития. Древн. материалисты пытались объяснить движение из присущих самой природе сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия), “любовь” и “ненависть” (Эмпедокл), атомы и пустота (Левкипп, Демокрит). Выведение изменений из потустороннего реальному миру идеального начала было характерным для идеалистических систем (Платон). Особую остроту проблема понимания причины движения приобрела с возникновением христианской догмы сотворения мира. Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология переносит этот источник вовне (“деятельность” бога). Теоретическая (методологическая) несостоятельность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противостоять идее “первотолчка” (ньютоновская механика) и не способно объяснить реальные процессы развития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразование метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика. Спинозовская идея causa sui (причина самой себя), лейбницевский принцип монады как самодеятельной, самоопределяющейся субстанции, кантовские идеи развития неба, земли и человека, идея эволюции в философии Шеллинга, наконец, гегелевская идеалистическая диалектика — вехи на пути формирования концепции С., состоящей не в чем ином, как в “некотором изображении противоречия” (Гегель). Марксистская философия, отстаивая материалистический подход к С., подчеркивает диалектическое содержание категории С., ее несовместимость с метафизическим и плоскоэволюционистским пониманием развития (простое уменьшение, увеличение, повторение) и неразрывную связь с диалектической концепцией развития как единства и борьбы противоположностей.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Самодвижение — Внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы (См. Система), которое определяется её противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция С. исходит из того, что источником... Большая советская энциклопедия
  2. самодвижение — -я, ср. филос. Внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, определяемое ее противоречиями; саморазвитие. Малый академический словарь
  3. САМОДВИЖЕНИЕ — САМОДВИЖЕНИЕ — англ.selfmotion; нем. Eigenbewegung. Изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий. Социологический словарь
  4. САМОДВИЖЕНИЕ — САМОДВИЖЕНИЕ – философская категория, выражающая изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий. В древнегреческой философии принцип самодвижения встречается у Анаксимандра... Новая философская энциклопедия
  5. самодвижение — Сам/о/движ/е́ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  6. самодвижение — орф. самодвижение, -я Орфографический словарь Лопатина
  7. самодвижение — САМОДВИЖ’ЕНИЕ, самодвижения, мн. нет, ср. (·книж., филос.). Движение, развитие в природе и в обществе в силу внутренних противоречий и борьбы противоположностей. Толковый словарь Ушакова
  8. самодвижение — САМОДВИЖЕНИЕ -я; ср. Филос. Движение и развитие материи, не возбуждаемое извне, а осуществляемое в силу присущих ей противоречий; саморазвитие. Толковый словарь Кузнецова
  9. самодвижение — самодвижение ср. Вечное движение и развитие материи, не возбуждаемое извне, а осуществляемое в силу присущих ей противоречий, борьбы противоположностей (в философии). Толковый словарь Ефремовой