Органон

Программный продукт философской мысли, определяющий базовые идейные позиции, мировоззренческие и научные установки, принципы, ориентации, организацию научной практики и творческой активности в познании мира, освоения его человеком, словом, всю дисциплину рефлектирующего человеческого ума, в соответствии с характером и содержанием культуры общества, представлениями о сущем, сложившимися на данный исторический момент. Исходным началом "О.", центром, откуда происходит развертка его фундаментальных положений, служит субъект-объектное отношение. Автором первого в истории научно-философской мысли "а" был Аристотель, который, основываясь на умозрительных принципах, дал свод основных логических правил аналитически ориентированного познания. Сформулированный Аристотелем "закон исключенного третьего" (Tertium non datur) — "краеугольный камень" (Исайя, 28:16) логики его "О.". Тождества "Я" ? "Я", "не -- Я" ? "не -- Я" по существу и составили его основание. Из них следовало, что все сущее либо принадлежит моему "Я", либо не принадлежит ему. Области микро- и макрокосма здесь определены четко и однозначно, и доктрина эта вполне соответствовала христианскому учению, в котором субъективный фактор, "Я", — в центре мироздания: "Divide et impera!" ("Разделяй и властвуй!"), "Кесарево — кесарю, а Божье — Богу" (Мф. 22:21), "Я пришел принести не мир, но меч", "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лука, 12:51) и др. Второй "О.", получивший название "Новый ", написан Фрэнсисом Бэконом. Его основная идея -эмпирическое оснащение знания: только то знание может считаться достоверным, которое проходит экспериментальную верификацию, доступно опытной проверке и воспроизведению. Таким образом, была создана философская база для развития наук, частных областей знания, основывающихся на опыте, а не на умозрительном получении выводов, как было до того времени. Тем самым закончилась одна эпоха в развитии научно-философской мысли и началась другая, приведшая к классификации наук по иерархическому принципу на основе общепринятой ныне в науковедении и библиотечном деле системы Универсальной десятичной классификации знаний (УДК). Ученик Георгия Гюрджиева, Петр Демьянович Успенский, разработал новую систему связи субъективного и объективного начал в структуре универсума, назвав ее, по традиции, "Третий " (1913 г.), в котором, созвучно философии и культуре Новейшего времени, существенно расширены пространственно-временные границы творческого начала, "Я", а само СО-отношение конституировано как непрерывное, не имеющее внутренних разделительных границ между его сторонами, как "континуальное" (термин М. Мамардашвили). Впервые на эпистемологическом уровне закреплено умение субъекта во взаимодействии с объектом перевоплощаться в него (способность эта высоко развита в восточной — чань- и дзэн- буддистской философии) и тем самым достигать высших пределов его постижения (такой способностью обычно обладают те, кого называют специалистами от Бога). Четвертую, медитативную компоненту личности ("экзистенцио" -- начало человека), дополняющую триаду разума ("рацио" -- начало), чувства ("эмоцио" -- начало) и веры ("интуицио" -- начало), Успенский предложил назвать четвертым измерением человека, где собственно и должно быть место воспитанию воли и самообладания, умения управлять собой и властвовать над собственными чувствами, реализуя сократовский императив "Познай самого себя!".

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. органон — Орган/о́н/. Морфемно-орфографический словарь
  2. органон — орф. органон, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. органон — органон , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. органон — Органона, м. [греч. organon] (науч. устар.). Орудие мышления или научного исследования. Большой словарь иностранных слов
  5. органон — ОРГАН’ОН, органона, ·муж. (·греч. organon) (научн. ·устар. ). Орудие мышления или научного исследования. Толковый словарь Ушакова