Нестор

(сер. XI — нач. XII в.) — писатель-агиограф, постриженник Киево-Печерского монастыря, Н. являлся автором древнейших рус. житий "Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" и "Жития преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского". Одним из первых он развивал в своих работах идеи христианского провиденциализма, а также принцип жесткого противопоставления духовного и материального начал, выступал идеологом монашеского аскетизма и нестяжания. Биографические сведения о нем чрезвычайно скупы. В Киево-Печерский монастырь он постригся после 1074 г. Здесь был возведен в сан дьякона. Остаток жизни, на к-рый приходилась работа над прославившими его имя житиями, он провел во Владимире Волынском, куда попал как знающий, обладающий редким литературным даром книжник. Создание "Чтения о житии Бориса и Глеба" датируется исследователями кон. XI — нач. XII в., а "Житие Феодосия" временем ок. 1108 г., когда по инициативе Святополка II осуществляется канонизация печерского подвижника. "Чтение о житии Бориса и Глеба" — первое древнерус. агиографическое соч., написанное по законам житийного жанра, хотя прямых агиографических образцов, к-рые соответствовали бы житию страстотерпцев, христианская церковь не знает. Оно должно было заменить созданное несколько ранее "Сказание о житии Бориса и Глеба", отразившее древнерус. культ князей-мучеников в близкой народному миропониманию и далеко не канонической (с элементами двоеверия) интерпретации. В "Чтении" вероломно убитые князья выступают как посредники, вымаливающие у Бога снисхождение к людям. Это во всех отношениях образцовые святые, личности абсолютно благочестивые, жизненный путь к-рых — предуготовление к мученичеству. Все повествование подчинено центральной нравственно-назидательной идее терпения, смирения и послушания. Факт гибели князей в междоусобной борьбе превращается в абстрактный, как бы вневременной нравоучительный пример, своего рода сакральное действие, сопоставимое с жертвенным подвигом Сына Божия. Их смерть, по Н., показывает не слабость, а достойную восхищения силу преодоления притяжения мира земного. Тем самым едва ли не впервые в древнерус. мысли абсолютизируется примат духовности и формулируются неизвестные доселе славяно-рус, об-ву установки духовно-практической деятельности. Н. исходит из принципиальной несовместимости идеального и материального начал бытия. Разорванность двух планов бытия преодолевается жертвенностью, к-рая рассматривается как способ освобождения от материальности жизни и прорыва в мир иной, как путь приобщения к высшему идеалу. Логика поступков князей не обыденно-земная, соответственно и адекватная оценка возможна только с позиций монашеского отрешения от плотского и земного. Монах побеждает мир подвигом аскезы и воздержания (смерть для мира), подвиг князей — реальная смерть ради преодоления плотского, суетного, уводящего от Бога земного бытия. При этом все события в житии предопределены промыслом, пронизывающим жизненный путь героев от рождения до гибели. Отсюда проистекает вывод о богоустановленности миропорядка. В социальном плане отсюда следует вывод о незыблемости иерархии, повиновении старшим, а в личном — покорности судьбе. В литературе "Чтение о житии Бориса и Глеба" нередко расценивалось как осуждение междоусобиц. Но провиденциальное восприятие действительности глушит проявление такого протеста. Из установки на преодоление тварной бытийности следовало не осуждение, а отрицание суетной мирской жизни как таковой, со всеми ее страстями, материальными заботами и рознью. В "Житии Феодосия" создан образ идеальной земной жизни, преодолевающей несовершенство тварного мира в подвиге монашества. В отличие от "Чтения" привлекаемые агиографические сюжеты и приемы не вытеснили реальной биографической основы жития. Н. сформулировал осн. черты рус. типа аскетической святости. Эта аскеза строгая, но доступная, не требующая ничего сверхчеловеческого, ее основа — воздержание телесное, молитва и пост, главное же — это не абсолютное затворничество ради собственного спасения, а служение миру. Жертвенный подвиг аскета складывается из труда на общую пользу, в сочетании с материальной и духовной помощью тем, кто в ней нуждается, и постоянными молитвами о прощении грешников и заблудших. Здесь пре одолевается намеченный "Чтением" соблазн полного отрешения от жизни, политики и культуры, хотя соответствующие нравственно-ценностные установки сохраняются. Остается незыблемым принцип онтологической вторичности материального по отношению к идеальной сфере божественного. Подвижничество Феодосия все же представляет собой пример движения от мира к Богу, но это движение многоплановое, не ограничивающееся полным отказом от мирских соблазнов и отсечением плотских страстей. В конечном счете выбор между Богом и миром, духом и страстью осуществляется в пользу первого. Последовательно проводится в "Житии" фаталистический принцип попечения Божия о мире, к-рым Н. обосновывает ненужность забот о земном (требование не обременяться материальными заботами, жить милостыней в надежде, что обо всем должен позаботиться Бог). Н. провозглашает откровение, даруемое Богом своим избранникам, источником абсолютного знания. Поэтому не искушенный в премудростях Феодосии оказывается мудрее философов. Однако из этого постулата Н. не разворачивает апологии Иррационализма и антиинтеллектуализма, свойственной христианским мистикам-аскетам. Превознося божественную мудрость, он тем не менее не отвергает необходимость учения и высоко ценит книжность. Н.- агиографа нередко смешивают с ом-летописцем, приписывая ему авторство "Повести временных лет" и цикла статей о Печерском монастыре, входящих в эту повесть. Текстологически доказано, что агиографические и летописные произв. принадлежат разным ам. -летописец был старшим современником Н.-агиографа, являлся учеником Феодосия и расходился с Н.-агиографом в трактовке истории Печерского монастыря. Кроме этих расхождений, есть различия в идейно-политических пристрастиях обоих авторов. Сводчиком всей "Повести временных лет" -летописец, видимо, считался необоснованно. Древнейший летописный свод приписывается ему ошибочно из-за заблуждения монахов, знавших о существовании печерского летописца Н. и подписавших этим именем скопированные в монастыре списки летописи.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нестор — I Не́стор в древнегреч. мифологии царь Пилоса, один из важнейших участников Троянской войны (См. Троянская война). По «Илиаде» и «Одиссее», несмотря на глубокую старость... Большая советская энциклопедия
  2. НЕСТОР — 1. (гг. рожд. и смерти не уст.) — монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. 11 в.), др.-рус. историк и публицист. В 80-х гг. написал "Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба" и "Житие... Феодосия". В этих соч., наряду с проповедью христ. Советская историческая энциклопедия
  3. НЕСТОР — (Νέστωρ) в греческой мифологии царь Пилоса, сын Шлея. Единственный из двенадцати сыновей He-лея, уцелевший после войны пилосцев с Гераклом. В источниках это объясняется большей частью тем, что... Мифологическая энциклопедия
  4. нестор — см. >> советник Словарь синонимов Абрамова
  5. Нестор — • Nestor, Νέστωρ сын Пелея и Хлориды (Ноm. Od. 11, 281 слл.), повелитель мессенского или трифилийского Пилоса. Область его граничила с одной стороны с Лакедемоном, а с другой — в области Алфея с Элидой, где эпеи были его соседями. Словарь классических древностей
  6. нестор — (иноск.) — мудрый и опытный советник Ср. Из уст его речь сладчайшая меда текла. Homer. Ilias 1, 249., пер. Гнедича. Ср. Ex cujus lingua melle dulcior fluebat oratio. С языка его слаще меда текла речь. Cicero de senect. 10, 31. Фразеологический словарь Михельсона
  7. Нестор — орф. I Нестор, -а (мифол.; историк, летописец) II Нестор, муж. имя (Несторович, Несторовна) Орфографический словарь Лопатина
  8. Нестор — А, муж.; разг. Нестер 2), -а. Отч.: Несторович, Несторовна. Производные: Несторка; Неся. Происхождение: (Греч. личное имя Nestor.) Именины: 13 марта, 14 марта, 20 марта, 9 мая, 10 сент., 4 окт., 11 окт., 9 нояб., 23 нояб. Словарь личных имен
  9. Нестор — Не́стор м., собств., др.-русск. Несторъ (ХI в.), в результате ассимиляции гласных – Нестеръ (Нестор, Жит. Бориса и Глеба, изд. Абрамовича, стр. 26) (ХI в.). Из греч. Νέστωρ; см. Корш, Сб. Дринову 55. Этимологический словарь Макса Фасмера
  10. НЕСТОР — НЕСТОР — древнерусский писатель, летописец 11 — нач. 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Большой энциклопедический словарь
  11. Нестор — Нестор — преподобный, монах Киево-Печерского монастыря; род. в 1056 г.; 17-ти лет пришел в монастырь, был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер около 1114... Большая биографическая энциклопедия