Науки О Духе

("Geistwissenschaften") — нем. термин для обозначения гуманитарных дисциплин. Понятие "Н. о д." как единого комплекса гуманитарных дисциплин разрабатывается в герменевтике с целью обоснования их методологического фундамента, сравниваемого с основами естественнонаучного знания. Это приводит к противопоставлению "Н. о д." и "наук о природе", что отвечает картезианскому дуализму духа и природы. Картезианский идеал науки как системного знания о всеобщих законах, допускающих математическое выражение, был ориентирован на точное естествознание и составил основание для наук объясняющих. Дж. Вико пытался обосновать иной идеал, ориентируясь на историю и филологию, считая, что исторический мир, преобразуемый человеком, является более доступным и тем самым более подходящим для выявления "первых истин", чем мир природы. Специфика "Н. о д." (или "наук о культуре") исследуется в неокантианстве. В качестве логики "Н. о д." рассматривается этика (Коген) или аксиология (Риккерт). Различие "Н. о д." и "наук о природе" (у Виндельбанда: номотетических и идиографических наук) объясняется противоположностью их методов: естествознание генерализирует, подводит факты под всеобщие законы, "науки о культуре" — индивидуализируют. Герменевтическое обоснование специфики "Н. о д." как наук понимающих, ориентированных на истолкование традиций, текстов и усмотрение внутреннего смысла культуры, проводится в работах В. фон Гумбольдта, Дройзена, Дильтея. В XX в. оппозиция "Н. о д." и "наук о природе" предстает как конфликт "двух культур" (Ч. Сноу). Показательны попытки преодолеть это противопоставление за счет релятивизации номотетики и идиографии и признания их дополнительности (концепция "идеальных типов" Вебера) за счет приведения "духа" и "природы" к единым трансцендентально-феноменологическим основаниям (Гуссерль), за счет экзистенциально-онтологической интерпретации "понимания", по отношению к которому "объяснение" выступает как момент и возможность (Хайдеггер), за счет универсализации герменевтики (Гадамер), выявления диалогического, гуманитарного контекста всякой науки. Все это открывает возможность понять "науки о природе" как своего рода предельный вариант, или превращенную форму "наук о человеке". В.В.Калиниченко

Источник: Философский словарь на Gufo.me