Нагорная Проповедь

Моральное наставление, с к-рым, согласно двум евангелиям — от Матфея (гл. 5-7) и от Луки (гл. 6), — Христос обратился к народу. Н. п. начинается с заповедей, определяющих образ идеального в христ. понимании человека через перечисление нравств. (благих) качеств: блаженны «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды», «милостивые», «чистые сердцем», «миротворцы», «изгнанные за правду». Осуждению подлежат «богатые», «пресыщенные». Далее излагаются вне видимой логич. связи поучения, выражающие суть христ. этики: не гневаться, мириться с соперником, не испытывать вожделения к женщине, любить врагов, подставлять др. щеку ударившему тебя, творить милостыню тайно, молиться наедине, не собирать сокровищ, не заботиться о завтрашнем дне, о том, что есть и пить, искать прежде всего царства небесного. Таков путь спасения, разрешения всех человеч. проблем, предлагаемый Н. п. Отношение учения Христа к в.-з. закону выражено в Н. п. в такой повторяющейся форме противопоставления: «Вы слышали, что сказано... (напр., «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»). А я говорю вам: любите врагов ваших». Максимализм требований Н. п. (не судить, не давать клятв, не разводиться, подставлять щеку и т. п.) был смягчен и приближен к реальной жизни уже в посланиях апостола Павла. В церк. практике эти требования обходились, истолковывались как иносказания, а суды, клятвы, присяги, разводы, участие в войнах обычно благословлялись от имени того же Христа.

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нагорная проповедь — ПОНЯТИЕ Н. П. называют речь, к-рую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф 5-7; Лк 6:20-49). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, к-рые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса. Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Нагорная проповедь — орф. Нагорная проповедь Орфографический словарь Лопатина
  3. Нагорная проповедь — Так называется проповедь Иисуса Христа о "блаженствах", в которой выражена сущность новозаветного закона, в отличие от ветхозаветного. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона