Коэн (cohen) Лоуренс Джонатан

(p. 1922l) — брит. философ-аналитик. С 1957 преподавал в Оксфордском ун-те. Его первые исследования относятся к социальной философии, где К. попытался, базируясь на своем опыте службы во время второй мировой войны в Индийском океане, определить интеллектуальные предпосылки существовавшего в то время мирового сообщества с его экономическими и социальными связями, соответствующими социальными институтами. По мнению К., мир в середине XX в. существенно иной, чем в социальных учениях Гоббса и Гегеля, исходивших из полной независимости национальных государств, но он весьма далек и от модели сверхнационального государства. С начала 60-х годов К. занимается главным образом исследованием способов концептуального анализа, в частности, применительно к телеологическому объяснению в биологии, фундаментальным понятиям юриспруденции, медицины и т.п. Предпринял попытку синтезировать разные, но взаимосвязанные подходы к проблеме значения, разработанные в синхронической и диахронической лингвистике, в истории и социологии познания, в формальной логике и аналитической философии. Наибольший интерес, согласно К., представляет процесс изменения значения при установлении соответствия научных гипотез вновь открытым научным фактам. Для анализа таких ситуаций необходимо отделить проблему индукции от более широкой проблемы научного рассуждения и трактовать индукцию как способ получения нетривиальных обобщений. Степень надежности последних зависит от разнообразия потенциально релевантных обстоятельств, в рамках которых терпят неудачи попытки фальсификации таких обобщений. Для индукции, по К., наряду с традиционным критерием индуктивного подкрепления не меньшее значение имеют структурные критерии типа простоты, успешности и т.п. Такой подход К. применил к анализу доказательства фактов в процессе судебного разбирательства, к исследованию психологии индуктивного и вероятностного рассуждения. Оценивая современное состояние аналитической философии, К. пришел к выводу, что ее трактовка как чисто лингвистической деятельности является слишком узкой: задачи философии необходимо связаны с решением вопроса о том, что представляют собой разум, рациональность в той или иной конкретной ситуации. Является ли эпистемология науки разновидностью логики или истории науки? // Вопросы философии. 1980, № 2; The Principles of World Citizenship, Oxford, 1954; The Implications of Induction. L., 1970; The Probable and the Provable. Oxford, 1977; The Dialogue of Reason. Oxford, 1986.

Источник: Философский словарь на Gufo.me