Иероглифов (или Символов) Теория

Гносеологическая концепция, согласно к-рой ощущения — не образы, отражающие черты предметов и явлений, а символы, знаки, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Термин “иероглиф” в его гносеологическом значении ввел Плеханов. И. т. была разработана Гельмгольцем на базе т. наз. “закона специфической энергии органов чувств”, сформулированного нем. физиологом И. Мюллером, считавшим, что ощущения есть переживание организмом состояния своих собственных нервов, а специфика ощущений зависит не от внешних воздействии, а от особенностей органов чувств (напр., любое воздействие на орган зрения порождает ощущение света). Такая т. зр. вносит в гносеологию элемент агностицизма. Ощущения, возникающие при взаимодействии с объективным миром, зависят и от специфической организации органов чувств. Однако последняя определяется в конечном счете теми объективными факторами (электромагнитные, воздушные колебания и т. п.), к-рые используются организмом в процессе его активной ориентировки. Поэтому ощущения есть субъективный образ объективного мира. Они связывают нас с действительностью, а не являются непроходимой пропастью, разделяющей сознание человека и объективный мир. Критику И. т. дал Ленин в “Материализме и эмпириокритицизме”.

Источник: Философский словарь на Gufo.me