Заблуждающийся Субъект

Человек, полагающий, что он знает и как минимум понимает то, о чем сам говорит и что делает. Понятие, тесно связанное с такими известными явлениями, как интеллект и достоверность информации: правда и ложь. Очевидно, что если субъект считает правдой ложь, то он, как минимум, — заблуждающийся субъект. Ортега-и-Гассет сказал: "Поскольку если мы хотя бы на минуту, чтобы лучше понять друг друга, согласимся с традиционным взглядом на мышление как на характерное свойство человека — вспомните о человеке, разумном животном, — и, следовательно, человек окажется — как то полагал гениальный отец философии Декарт — мыслящей вещью, то выяснится, что человек, будучи однажды и на веки вечные наделен даром мышления, владея им как чем-то безусловным и неотчуждаемым, всегда будет уверен, что он — человек, так же, как рыба, в действительности, не сомневается, что она — рыба. Вот здесь-то и кроется величайшая, роковая ошибка. Человек никогда не уверен, что сможет воспользоваться мыслительной способностью, имеется в виду — воспользоваться ею адекватно; ведь мысль есть мысль, лишь поскольку она адекватна. Или, в более грубой форме: человек никогда не уверен, что прав, что он "угодил в точку". Вывод же из этого поистине страшен, а именно: из всех существ во вселенной человек — единственный, кто никогда не может быть действительно уверен, что он — человек, как тигр уверен в том, что он — тигр, а рыба — что она рыба. Мышление отнюдь не было дано человеку изначально, и суть дела — суть, которую я сейчас могу лишь декларировать, а не обосновать, — в том, что ему пришлось мало-помалу вырабатывать, формировать его, мышление, в себе, взращивать и культивировать, трудясь на протяжении тысячелетий, и даже сейчас работа эта далеко не окончена. Мышление не только не снизошло на человека само собой, но, даже, преодолев немалый исторический путь, он смог лишь в незначительной степени и в очень несовершенной форме развить в себе то, что мы в обычном смысле слова понимаем под мышлением. Но даже и достигнутое, в силу его приобретенной природы, мы всегда рискуем утратить и часто уже теряли — и не раз — в прошлом и вновь готовы потерять сегодня". Ассоциативный блок. Польский писатель Ю.Тувим сказал: "Есть люди, которые не знают. И не знают, что они не знают. Это дураки. Обойди их. Есть люди, которые не знают. И знают, что они не знают. Это простодушные. Вразуми их. Есть люди, которые знают. И не знают, что они знают. Это спящие. Разбуди их. Есть люди которые знают. И знают, что они знают. Это мудрецы. Иди за ними." Классификация достаточно интересна, особенно если задуматься над тем: — кто этот "Я" (слушатель или читатель) который должен "обойти", "вразумить", "разбудить", и "идти за", кстати, "кем"?, действительно ли это мудрецы?, какими качествами этот "Я" должен обладать?.

Источник: Философский словарь на Gufo.me