Жизнь И Дух

Важнейшее в жизни — ее способность "подниматься к чему-то большему, чем она сама", "возвышаться к духовности" — это "ее подлинное существо, взятое в ее непосредственности" (Г.Зиммель). Жизнь духа в свою очередь — это постоянная обращенность к Богу. Жизнь устремляется к духу для обретения от него плодотворной истины и постоянно бросает ему вызовы, на которые он должен давать каждый раз новый ответ. Взаимоотношения жизни и духа трудны и противоречивы — жизни нужен дух для обретения смысла, меры и формы, но она не может уложиться ни в какую меру и форму. "Жизнь стремится высказаться религиозно не на языке с данным словарем и разработанным синтаксисом, а непосредственно" (Г.Зиммель). Но формы высказывания ей нужны для свободы и осмысленности самовыражения. Поэтому дух должен быть творчески результативным, способным предлагать новые и новые формы в ответ на вызовы жизни. Если борьба жизни против косных и чуждых форм превращается в борьбу против самого принципа формы, это создает наихудшие условия для культуры и духовной жизни. Духовная ситуация нашего времени такова, что под сомнение ставятся все виды религиозных традиций. Дух не может позволять себе окостеневать, ограничиваться сохранением законченных форм высокого стиля и защитой обретенных истин без их творческого развития. Выход — в трансцендентной ориентации жизни и духа, восхождение к небесам: "Цель всякого жизненного стремления есть полнота жизни вечной, неумирающей: именно эта полнота, к которой стремится всякая жизнь, есть предмет религиозного искания, его terminus a quo [конечный пункт]" (Е.Трубецкой). "Живой Бог — это тот Бог, что при встрече заставляет нас верить в нашу собственную жизнь" (К.Барт).

Источник: Философский словарь на Gufo.me