Гердер (herder) Иоганн Готфрид

(род. 25 авг. 1744, Морунген, Восточная Пруссия — ум. 18 дек. 1803, Веймар) нем. философ; с 1776 занимал должность суперинтенданта, которую получил благодаря содействию Гёте. В 1762 — 1764 изучал теологию в Кенигсберге (здесь на него оказали влияние Кант и Гаманн); в 1764 — 1769 был учителем и священником в Риге и после продолжительного путешествия (он сопровождал наследного принца фон Гольштейн-Ойтина) в 1770 познакомился в Страсбурге с молодым Гёте; в 1771 приехал в качестве придворного пастора в Бюккебург. Философия Гердера сложилась под влиянием прежде всего Джордано Бруно, Спинозы, Лейбница и Гаманна, с которым он был дружен. Философию позднего Канта он резко отклонил, его исследования называл "глухой пустыней, наполненной бессодержательными порождениями ума и словесным туманом с большим притязанием". Тезису Канта он противопоставил в качестве опровержения ход развития языка: "Только с речью возникает разум". Гердеровская философия языка и собранные им народные песни ("Stimmen der Vцlker in Liedern", 1778-1779, мастерски переведенные на нем. язык) привлекли внимание в особенности к тем народам, которые еще не утратили свои типические нравы и обычаи и природную силу языка. Гердер, т. о., стал поклонником южнослав. песен (о южнослав. народностях Западная Европа до этого ничего не знала). Кроме того, он является отцом европейской славистики — науки о слав, языках. В своей философии Гердер пытается во всяком бытии и событии выявить тенденцию к высшей цели. Пространство и время суть понятия, взятые из опыта, форма и материя познания в их источнике также не оторваны друг от друга. Вместо "критики разума" нужна физиология человеческих познавательных способностей. В истории, как и в природе, все развивается из определенных естественных .условий в соответствии со строгими законами. Закон прогресса в истории основывается на законе прогресса в природе, который скрыто действует уже в неорганических естественных силах, познается естествоиспытателем уже в восходящем ряде органических существ, а для исследователя-историка обнаруживается в духовных устремлениях человеческого рода; история представляет собой прогрессивное развитие к гуманизму. Вещи не происходят друг из друга, а все развивается из Бога — вечного и бесконечного корня всех вещей, и мировая закономерность и миропорядок являются выражением божественной силы и разума. Несмотря на свою приверженность к всеохватывающей идее гуманизма человечества и к надысторической нравственной цели человечества, Гердер тем не менее снова указывает на особую способность исторических образов, культур и эпох развиваться из самих себя. Осн. произв.: "Ьber den Ursprung der Sprache", 1772 (рус. пер. "Трактат о происхождении языка", 1959); "Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit", 1774 (рус. пер. "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества", 1959); "Stirnen der Vцlker in Liedern", 1778-1779; "Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit", 4 Tie., 1784-1791 (важнейшее произв., неоконченное; рус. пер. "Идеи о философии истории человечества", 1959); "Briefe zur Befцrderung der Hummanitдt", 1793-1797 (рус. пер. "Письма для поощрения гуманности", 1959); "Verstand und Erfahrung. Vernunft und Sprache, eine Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft", 1779; "Sдmtliche Werke", 45 Bde., 1805-1820; "Kritische Ausgabe", 33 Bde., 1913.

Источник: Философский словарь на Gufo.me