Бём (bцhm) Карл

(род. 1846 — ум. 1911) — влиятельный венг. философ; профессор в Колошваре. В своей осн. работе "Der Mensch und seine Welt" (6 тт., 1883 — 1912), на которой сказалось влияние Конта, Канта, а также влияние нем. идеализма (Шеллинг), он развивает философскую антропологию, разрабатываемую им в метафизику духа и содержащую учение о ценностях, в основе которого лежит понятие ценности самого себя. БЁМЕ (Bцhrne) Якоб (род. 1575, Альтзейденберг, близ Гёрлица — ум. 17 нояб. 1624, Гёрлиц) — нем. мистик, сапожник; друзья называли его "Philosophus Teutonicus", т.е. "нем. философ", а враги — "Sartor antichristus" ("сапожник-антихрист"). Опираясь на работы Валентина Вейгеля, Парацельса и Швенкфельда, он создал сложную систему космологии: из первоосновы, которая представляет собой вечное единство, безмолвие без сущности, вечный покой и ничто, силой стремления к "нечто" порождается божество, потом Богом — вечная природа, затем властью божьей — духовный мир и как последнее порождение — земной мир. Во всем, даже в Боге, заключено как доброе, так и злое начало. Глубокое учение Бёме о Боге и Вселенной было воспринято как настоящая философия и истинная вера во всем протестант, мире — в Германии, а особенно в Англии и Нидерландах. В Германии Бёме оказал влияние на своего душеприказчика А. Франкенберга, затем на Иоанна Шеффлера (Ангелиус Силезский), позднее на Гаманна, Эйтингера, Гегеля, Фр. Баадера, Шеллинга, Новалиса. Осн. произв.: "Morgenrцte im Aufgang", 1612 (рус. пер. "Аврора", 1914); "Von der Geburt und Bezeichnung aller Wesen", или "De signatura rerum", 1622; "Theoscophia oder von gцttlicher Beschaulichkeit", 1622; "Von den drei Prinzipien des gцttlichen Wesens", 1624.

Источник: Философский словарь на Gufo.me