Бухарев Александр Матвеевич

(архимандрит Феодор) (1824, с. Федоровское Корчевского у. Тверской губ. — 2(14).04.1871, Переславль-Залесский) — религиозный писатель, критик, богослов. Из семьи дьякона. В 1846 г. закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска по настоянию ректора был пострижен в монахи и рукоположен во священство. Преподавал в академии по кафедрам древн. языков и Священного писания. В 1853 г. рукоположен в сан архимандрита. Учился у Голубинского, через к-рого познакомился с нем. философией и теософией. Испытал влияние Белинского, из статей к-рого извлекал философские идеи и переводил их "на иное основание", т. е. ко Христу. На "Выбранные места из переписки с друзьями" Гоголя ответил "Тремя письмами к Н. В. Гоголю, писанными в 1848 г." (1860), в к-рых прослеживал внутреннюю связь этого последнего произв. Гоголя с его предшествующим творчеством, усматривая в "Мертвых душах" "прозревание радости из воскресения" и разбирая противоречия и догматические неточности в гоголевской "Переписке". В Москве Б. начал писать свой многолетний труд "Исследование Апокалипсиса", первоначально одобренный митрополитом Филаретом, но в 1862 г., по его же инициативе, запрещенный к печатанию Синодом (опубл.: Сергиев Посад, 1916). С 1854 по 1858 г. Б. — ординарный проф. Казанской духовной академии. С 1858 по 1861 г. — цензор Санкт-Петербургского Комитета для цензуры духовных книг. За это время выходят его кн. "Несколько статей о св. апостоле Павле" (Спб., 1860), "О православии в отношении к современности" (Спб., 1860). Последняя послужила поводом для нападок редактора "Домашней беседы" (цензором к-рой был Б.) православного публициста В. И. Аскоченского (1813-1879), обвинившего Б. в уклонении от руководства церкви и гегельянстве. После этого Б. пришлось оставить пост цензора и переехать в Никитский Переславльский монастырь, а после запрещения "Исследования Апокалипсиса" (1862) он подает прошение о выходе из монашества, в 1863 г. оно было удовлетворено с лишением сана и богословского звания. Б. поселился в Переславле, женился и жил в супружестве вплоть до смерти в крайней бедности. Духовные журналы отказывались печатать его статьи, и он издавал их отдельными книгами или в жури. "Сын Отечества" (большая часть статей вошла в сб. "О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской". М., 1865). В центре системы Б. — представление об искупительной любви Сына Божьего, принимавшего на себя своим вочеловеченьем и страданиями все, в т. ч. и будущие, грехи мира и рода человеческого. Он настаивает на том, что главное — жертва Христа за мир и человека, а не жертва человека и мира для Бога. Рассуждая о тайне Боговоплощения, Б. пытается приложить к ней философские приемы исследования. Говоря о человеческом мышлении Спасителя, он находит, что Богочеловек познавал во внешних предметах свои же собственные творческие мысли, которые лежат в основе всего сущего, и что, т. обр., субъективное и объективное бытие выступают в нем как тождественные. С другой стороны, взяв на себя вину за все заблуждения нашего духа, истощившись до смерти, Он, будучи основанием всякого бытия, явил нек-рое тождество бытия и небытия. Это предчувствовала, по мнению Б., философская мысль, но отнесла эту идею прямо к человеку и произвела системы Фихте, Шеллинга, Гегеля. По Б., человеческий ум, философия, науки, искусства должны быть возвращены Христу, найти всестороннее развитие в нем; в этой связи мир, современность, подлежат воплощению в них духа Христова. Тогда "сам Господь... покажет Себя самого воспринявшим человеческую мысль, сердце, фантазию и вообще все человеческое естество с волею и действием человеческим, притом вземляющим на себя вины всех человеческих грехов во всех этих отношениях или силах человеческих". Идея Б. об искуплении Христом всех, в т. ч. философских, умственных, грехов вызвала особые нарекания со стороны Аскоченского. Богословской позицией Б. объясняется и его интерес к светской культуре: он посвящает свои статьи разбору романов "Что делать?" Чернышевского, "Отцы и дети" И. С. Тургенева, "Преступление и наказание" Достоевского, картины А. А. Иванова "Явление Христа народу", светских и духовных журналов. По оценке Флоровского, осн. в мировоззрении Б. было "очень яркое переживание свершившегося спасения", ощущение возможности скорого преодоления греха, что влекло за собой "несдержанный оптимизм, радость примирения". Флоровский считал Б. запоздалым мыслителем, выразившим мистицизм Александровской эпохи. Оправдание Б. мира и светского творчества оказалось созвучно религиозно-философской мысли нач. XX в. (Розанов, Бердяев, Флоренский).

Источник: Философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БУХАРЕВ Александр Матвеевич — БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве Феодор) (1822-71) — русский богослов и философ, предтеча т. н. "нового религиозного сознания" в России кон. 19 — нач. 20 вв. Конфликт с церковными властями побудил его в 1863 сложить с себя сан. Большой энциклопедический словарь