ЭТНОС

ЭТНОС (греч. ethnos — группа, племя, народ) — межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие Э., как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и пост-советской этнографии. Основы теории Э. были заложены в 1920-х СМ. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 60-80-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. в широком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов — изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Э. представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей — племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э. Последовательно немарксистский подход к феномену Э. отличает работы Гумилева. В них Э. представлены как элементы этносферы — особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями — пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития, и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения Э. крайне затрудненным. Понятие Э. отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи — наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие Э. оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие Э. употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие этничность, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЭТНОС — ЭТНОС — англ. ethnosis; нем. Ethnos. Этнографическая общность. Социологический словарь
  2. Этнос — См. Этническая общность. Большая советская энциклопедия
  3. этнос — орф. этнос, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. этнос — Э́тн/ос/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Этнос — (Этническая общность, Этническая система, Этническое образование) Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, которые обладают специфическими особенностями культуры, общим языком и характерными чертами психики... Словарь социолингвистических терминов
  6. этнос — (этническая общность, этническая система, этническое образование) Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих: 1) специфическими особенностями культуры; 2) общим языком... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. Этнос — (этническая группа) — общность людей, объединенная прежде всего общим самосознанием, языком, идеологией (религией) и элементами культуры. Физическая антропология
  8. Этнос — Исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин "Э." близок понятию "народ" в этнографическом смысле. Педагогический терминологический словарь
  9. этнос — этнос , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. этнос — ЭТНОС -а; м. [греч. ethnos — народ] Исторически сложившаяся общность людей (племя, народность, нация), имеющая социальную целостность и оригинальный стереотип поведения. Германский э. Славянский э. Распад этноса. Рождение этноса. ◁ Этнический, -ая, -ое. Э-ая группа. Э. состав населения. Толковый словарь Кузнецова
  11. Этнос — (греч. – народ, племя) – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев... Словарь по культурологии
  12. ЭТНОС — ЭТНОС — см. Этническая общность. Большой энциклопедический словарь
  13. этнос — этнос м. Общее название этнической общности, исторически возникшего вида устойчивой социальной группы, представленной различными национальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Толковый словарь Ефремовой
  14. этнос — ЭТНОС, а, м. (спец.). Исторически сложившаяся этническая общность племя, народность, нация. Толковый словарь Ожегова