ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (греч. holos — целый) — понятие, связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих частей». Противостоит редукционизму, ищущему специфику целого в составляющих его частях и сводящему мироздание к набору некоторых первичных элементов. Холистическая позиция заключается в приоритетном рассмотрении целого с точки зрения возникающих при взаимодействии элементов в системе новых качеств или целостных свойств, отсутствующих у составляющих систему ингредиентов. Выделение и рассмотрение таких свойств позволяет продифференцировать системы по характеру взаимодействия ее элементов на аддитивные или сумма-тивные (в них целое равно сумме своих частей — это разного рода совокупности, механические смеси и т.п.) и эмерджент-ные или целостные (системы с наличием особых качеств — это, например, органические, живые системы, психологические, социальные и т.п.). Редукционизм и X., как анализ и синтез, должны быть рассмотрены как два комплементарных познавательных приема, эффективных при решении соответствующих проблем. С одной стороны, редукционизм позволяет решать структурного плана задачи и находить связи высших уровней с низшими. В свою очередь X. хорош при воссоздании целостной картины объекта или явления, особенно в функциональном отношении. Холистический подход очень важен в познавательном отношении, так как в любой системе, даже аддитивной, имеет место взаимодействие между элементами. В противном случае они не были бы системами. Другое дело, что этими связями в зависимости от задач рассмотрения можно пренебрегать, например, в силу их незначительности, или по ряду других оговариваемых в исследовании причин. И редукционизм, и X. как когнитивные приемы достаточно широко используются в разных системах знания, как естественнонаучных, так и социально-гуманитарных (психология, социология, лингвистика и т.п.). Однако каждый из этих приемов может быть и бывает гипертрофирован. Тогда редукционистская позиция полностью сведет высшее к низшему, откажет высшим формам в специфике и самостоятельности. В такой редукционистской парадигме развиваются механицизм, физикализм, биологизм (при рассмотрении социальных систем). Абсолютизация целостности может приводить к отрыву высшего от низшего как в структурном, так и в генетически-эволюционном отношении. Это делает невозможным познание научными средствами высших проявлений бытия: органической живой материи, психологических и социальных систем. На таком методологическом основании развиваются органицизм, витализм, эмерд-жентизм, X. и т.п. 2) учение о целостности, сформулированное южноафриканским философом Я.Х. Сматсом в произведении «X. и эволюция» (1926). Оригинальность учения состоит в гипертрофировании формулы «целое больше своих частей» вплоть до исключительного приоритета целого над его частями. Высшим онтологическим идеалом в X. признается целостность мира, проявляющаяся в психологическом, биологическом и физическом ракурсах. При этом целостность рассматривается как в качественном, так и организационном отношениях. Центральным понятием X. является категория «целое». Предполагается, что эта категория может прийти на смену традиционно признаваемым в философии как предельно широкие категориям «материальное» и «идеальное», «объективное» и «субъективное», синтезировав их в своем содержании. Целое, целостность провозглашается «последней реальностью универсума», далее нерасчленимой и непознаваемой. Эта мировая субстанция лежит в основе эволюции мира, создавая новые целостности. А носителем всех органических свойств объявляется чувственно невосприни-маемое материальное поле, сохраняющееся постоянным при всех изменениях организма. Высшей формой органической целостности признается человеческая личность. Концепция X. оказала заметное влияние на модели «творческой эволюции» Бергсона, «философию процесса» Уайтхеда, феноменологию, гештальтпсихологию, философию науки.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Холизм — (от греч. hólos — целый, весь) идеалистическая «философия целостности». Термин введён Я. Смэтсом в книге «Holism and evolution» (1926). Согласно Х., миром управляет процесс творческой эволюции — процесс создания новых целостностей. Большая советская энциклопедия
  2. ХОЛИЗМ — ХОЛИЗМ (от греч. ὅλος – целый, весь) – в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. Новая философская энциклопедия
  3. ХОЛИЗМ — ХОЛИЗМ (от греч. holos — целый, весь) — англ. holism; нем. Holismus. Методологический принцип целостности (сформулированный Я. Смэт-сом), выражающийся в формуле, что "целое больше, чем сумма его частей". X. Социологический словарь
  4. холизм — орф. холизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. холизм — ХОЛИЗМ (от греч. okoc, — целый) — методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  6. Холизм — (греч. holos весь, целый) идеалистическая теория, рассматривающая мир как результат ступенчатой эволюции, направляемой нематериальным и непознаваемым «фактором целостности». Медицинская энциклопедия
  7. холизм — [англ. holism < гр. целое] – одна из форм современного идеалистического мракобесия, проповедуемая в Англии (Смэтсом и др.); рассматривает все явления как мистические “целостности”; используется для обоснования расизма и империалистических притязаний британского империализма Большой словарь иностранных слов
  8. ХОЛИЗМ — ХОЛИЗМ (от греч. holos — весь, целый) ("философия целостности") — идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным "фактором целостности"; основоположник — Я. Смэтс. Большой энциклопедический словарь
  9. холизм — холизм м. Одно из течений современной идеалистической философии, рассматривающее природу как иерархию ценностей, понимаемых как духовное единство, нематериальная структура. Толковый словарь Ефремовой